Обзоры законодательства
Налогообложение операций с иностранными лицами: что важно знать в 2024 году
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 11.01.2024
Окончание минувшего года традиционно стало плодотворным периодом для законотворческой деятельности, особенно, в налоговой сфере. При этом большая часть нововведений вступила в силу сразу после торжественного боя курантов (т.е. с 01.01.2024).
В сегодняшнем нашем обзоре рассмотрены основные нововведения в налоговое законодательство, которые могут существенным образом сказаться на деятельности российского бизнеса, имеющего экономические, корпоративные и иные связи с иностранными субъектами. При этом законодатель, руководствуясь принципом «всем сестрам по серьгам», никого не обошел стороной, поскольку рассматриваемые в настоящем обзоре положения могут затронуть не только лиц, имеющих связи с так называемыми «недружественными лицами», но также и взаимоотношения с резидентами иных иностранных государств.
Представляется, что причиной для принятия столь масштабных изменений послужили не только политические причины (хотя в части приостановления действия СИДН данные причины имеют первостепенное значение), но и попытка предотвратить вывод прибыли за рубеж под видом договоров оказания услуг и иных операций, например, посредством завышения цен.
Следует ожидать, что изменения приведут не только к увеличению финансовых издержек российского бизнеса при взаимодействии с иностранным элементом, но и к росту административной нагрузки на бизнес.
Ниже мы выделили наиболее существенные изменения.
1. «НОВЫЙ» ДРУГ ЛУЧШЕ «СТАРЫХ» ДВУХ
Одним из самых обсуждаемых и, прямо скажем, беспрецедентным событием в области международного налогообложения стало приостановление Россией действия соглашений об избежании двойного налогообложения с «недружественными странами»: сперва на основании Указа Президента РФ от 08.08.2023 №585, затем данное приостановление было закреплено также Федеральным законом от 19.12.2023 №598. О последствиях приостановления мы писали в обзоре.
При этом с 01.01.2024 официально денонсированы СИДН с Данией и Латвией после направления письменных уведомлений официальными государственными органами данных государств. Таким образом, положения данных СИДН более не подлежат применению.
Однако, как говорится, свято место пусто не бывает, и в течение 2023 года РФ активно вела переговоры о заключении новых СИДН с государствами Ближнего Востока, в результате чего 08.06.2023 было заключено СИДН с Оманом, которое вступило в силу уже 01.01.2024 года.
Предполагается, что в 2024 году переговоры с новыми и старыми партнерами продолжатся, и география (пусть и в ином направлении) соглашений будет расширяться, а некоторые СИДН будут пересматриваться (например, Россия ведет переговоры о пересмотре СИДН с Малайзией). Ожидается, что в скором времени наконец будет достигнуты договоренности в отношении отдельных условий соглашения с ОАЭ, в частности, основные разногласия сторон касались налогообложения роялти.
2. «ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ»: ОТ ПРИОСТАНОВКИ СИДН ДО НАЛОГА С ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Одним из наиболее существенных нововведений, которое может затронуть большое количество операций, является введение с 01.01.2024 налога у источника в отношении услуг, которые оказываются иностранными взаимозависимыми лицами в адрес российских лиц.
В частности, в НК РФ был введён пп.9.4 п.1 ст.309 НК РФ, согласно которому доходы, полученные иностранной взаимозависимой организацией (вне зависимости от «дружественности» государства резидентства) от оказания услуг (выполнения работ) на территории РФ в пользу российской организации, подлежат налогообложению в РФ. Для целей налога на прибыль такие услуги будут считаться оказанными на территории РФ по месту нахождения покупателя, и будут облагаться в РФ налогом у источника по ставке 15%.
Вместе с фактическим расширением списка операций, облагаемых налогом у источника, законодатель в то же время предпринял попытку снизить негативные последствия от приостановки СИДН посредством выведения части операции из-под налогообложения (п.3 ст.311 НК РФ). Однако прямо скажем, что перечень освобождаемых доходов довольно ограничен, и кроме того, для применения такого освобождение требуется соблюдение иных условий, в связи с чем полагаем, что общий эффект от введения налога у источника с услуг все-таки приведет к повышению финансовой нагрузки на международные структуры.
3. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ (ТЦО)
Масштабные изменения также были приняты в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО). Нововведения применяются к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются в налоговом учете начиная с 01.01.2024. Изменения фактически направлены как на расширение сферы лиц и операций, подлежащих контролю в соответствии с правилами ТЦО, так и на усовершенствование этой самой системы контроля, подразумевая, что выгодоприобретателем этих «усовершенствований» будет бюджет.
Ключевые изменения коснулись:
3.1. Расширения перечня взаимозависимых лиц, сделки между которыми признаются контролируемыми
Взаимозависимыми будут признаваться контролируемая иностранная компания (КИК) и ее контролирующее лицо, все КИК одного лица, а также компании, подконтрольные физическим лицам, которые приходятся друг другу родственниками.
3.2. Изменения перечня контролируемых сделок
В связи с расширением перечня офшоров (см. п.4 далее), контролируемыми будут признаваться сделки с любыми независимыми лицами – резидентами государств из этого списка (например, из государств-членов ЕС), если оборот по сделкам составит более 120 млн руб. в календарном году.
Сделки с контрагентами из государств, с которыми были приостановлены СИДН, при соблюдении ряда условий могут быть исключены из перечня контролируемых.
3.3. Введение механизма вторичной корректировки
Сумма корректировки цены по контролируемой сделке до рыночного уровня будет признаваться дивидендным доходом иностранного лица, в связи с чем российское лицо обязано будет удержать налог у источника по ставке 15%.
3.4. Расширение перечня предоставляемых сведений
В рамках уведомления о контролируемых сделках необходимо будет предоставлять информацию об условиях поставки товаров, методах расчета цены по сделке, цепочках дальнейшей продажи товаров. Кроме того, расширен и состав ТЦО документации, подаваемой по запросу налогового органа.
3.5. Ужесточение налоговой ответственности
Были увеличены штрафы за нарушения в сфере ТЦО:
- За применение нерыночных цен в сделках с иностранными лицами штраф составит 100% неуплаченной суммы налога, не менее 500 тыс. руб.
- Штраф за непредставление уведомления о контролируемых сделках увеличен до 100 тыс. руб.
- Непредставление уведомлений и документации в рамках международной группы компаний может повлечь штраф до 1 млн руб.
3.6. Расширение возможностей заключения соглашения о ценообразовании
Расширен круг субъектов, которым доступно заключение соглашения о ценообразовании. Так, налогоплательщик может согласовать с ФНС России формулы определения цен по сделкам (доступ к соглашениям получат трейдеры отдельных товаров с оборотом более 2 млрд руб. в год).
При заключении такого соглашения контроль за ТЦО-сделками осуществляется с учетом его положений, даже если законодательство или экономические условия существенно изменятся.
4. ОТПРАВИТЬ В «ОФШОР»
С 01.01.2024 года вступил в силу[1] расширенный перечень офшоров, который ранее был принят на основании Приказа Минфина России от 05.06.2023 №86н.
В результате внесения изменений «офшорными» юрисдикциями стали так называемые «недружественные» государства (например, Испания, Германия, Нидерланды, США, Япония, Великобритания и многие другие). Примечательным является то, что данные государства, по сути, не являются офшорными, уровень налогообложения в них является достаточным высоким.
Вступление данного перечня в силу имеет первостепенное значение для трансфертного ценообразования, что было отмечено выше (п.3.2 настоящего обзора), но при этом он окажет влияние также и на иные операции (например, невозможность применения льготой налоговой ставки при получении дивидендов российской организацией от дочерней иностранной организации).
На смягчение негативного эффекта расширения перечня офшоров направлено временное регулирование[2], предполагающее утверждение Минфином «сокращенного» перечня офшоров, который будет действовать при определении права на применение ряда льгот в 2024-2026 годах. Однако на текущий момент «сокращенный» перечень не принят.
Наша команда на постоянной основе осуществляет мониторинг изменений налогового законодательства и готова помочь Вашей компании в осуществлении налогового планирования в условиях трансформации российского права.
Мы рекомендуем иметь в виду указанные изменения и учитывать их в дальнейшем при планировании и ведении бизнес-деятельности, и будем рады помочь в решении практических задач, с которыми Ваш бизнес может столкнуться с учетом данных изменений.
[1] Статья 5 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 01.11.2023 № 03-08-13/104225 «О порядке применения положений Приказа Минфина России от 05.06.2023 N 86н».
[2] Установлено ст.4 Федерального закона от 19.12.2023 №595-ФЗ.