Обзоры законодательства
Некоторые особенности использование товарных знаков и их защиты на территории РФ
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 17.02.2016
Законодательство Российской Федерации по общему правилу устанавливает запрет на любое использование товарного знака без разрешения правообладателя, что соответствует международным стандартам в области интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, есть одно важное исключение из этого правила, основанное на принципе национального исчерпания правообладателем исключительного права на товарный знак.
Согласно этому принципу, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
То есть, если правообладатель производит товары за территорией РФ и ввозит эти товары на территорию РФ самостоятельно или через официального дилера, то такие товары считаются введенными в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Следовательно, любой участник рынка на территории РФ вправе купить указанные выше товары у официального дилера и перепродать их, в том числе предложить их к продаже с указанием товарного знака самого правообладателя на своем сайте в сети Интернет. Такое использование товарного знака является законным и не требует согласия правообладателя. Однако, при перепродаже такого товара запрещается использование товарного знака с целью рекламы и продвижения самого продавца.
Так, например, фраза, в которой использован товарный знак правообладателя, указывающая на то, что продавец продает только качественные товары, маркированные старейшим и зарекомендованным в данной сфере товарным знаком, может быть расценена судом как использование товарного знака без разрешения правообладателя с целью рекламы и продвижения самого продавца.
Кроме того, исключительные права нарушаются если на территории Российской Федерации продается товар, приобретенный за пределами РФ. В этом случае требуется согласие правообладателя.
Таким образом, исключительные права правообладателя не будут нарушены в случае использования его товарного знака без его согласия, в отношении товаров, введенных в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем или с его согласия. Указанное положение является исключением из правил, которое имеет узкое применение и призвано, с одной стороны, к защите исключительных прав правообладателя, с другой, к развитию рынка и конкурентных отношений.
Ирина Оникиенко Санкт-Петербург ionikienko@cls.ru |
Елена Бергер Санкт-Петербург eberger@cls.ru |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Оникиенко или Елене Бергер в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам