Обзоры законодательства
Обложить необлагаемое: заставят ли физических лиц заплатить НДФЛ с криптовалюты?
- Услуги: Информационные технологии, Налоговое право
- Дата: 09.06.2018
Министерство финансов России в очередной раз высказалось в отношении налогообложения дохода физических лиц, полученного от операций по покупке и продаже криптовалюты. Напомним, что Минфин уже обозначал необходимость уплаты налога при совершении операций с биткойнами (Письмо от 13 октября 2017 г. № 03-04-05/66994), однако в мае фискальные органы шагнули дальше и определили налоговую базу по НДФЛ при покупке и продаже криптовалюты в целом.
Стоит отметить, что на этот раз Письмо Минфина было воспринято налоговыми органами как руководство к действию: ФНС решила довести позицию до нижестоящих налоговых органов, что означает ее намерение применять изложенные положения к налогоплательщикам. Да и само Министерство в последнем Письме уже не указывает на сугубо информационно-разъяснительный характер его подхода.
Как и раньше, Минфин в обоснование своей позиции ссылается на статью 41 Налогового кодекса, которая в качестве дохода рассматривает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Налогоплательщики не раз сталкивались с тем, что данное определение толкуется контролирующими органами крайне широко.
Как известно, указанная статья для определения дохода физического лица отсылает к положениям Главы 23 Кодекса, которая, в свою очередь, ориентирует налогоплательщика в правовой реальности: имел ли законодатель намерение обложить конкретную выплату по правилам уплаты НДФЛ?
При разрешении возникающих коллизий и неясностей налогоплательщик обращается к гражданско-правовой квалификации конкретной выплаты и определяет, является ли данная выплата доходом с точки зрения Налогового кодекса. Однако в своем Письме Минфин честно признается – законодательством не определен правовой статус криптовалют.
Далее для определения налоговой базы по НДФЛ Минфин апеллирует к абзацу первому подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса, зачем-то указывая на толкование всех неустранимых противоречий законодательства в пользу налогоплательщика. Упомянутая статья позволяет лицу уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Таким образом, налоговая база, по мнению Минфина, определяется как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.
Стоит отметить, что такой подход вызывает еще больше вопросов. Так, например, вызывает сомнение экономическая обоснованность начисления НДФЛ в отсутствие гражданско-правовой квалификации некого экономического приращения, полученного налогоплательщиком от продажи криптовалюты. Применения к данным отношениям положений статьи 220 Кодекса автоматически влечет признание криптовалюты имуществом, что выходит за рамки полномочий Министерства.
Другой вопрос, возникающий при прочтении Письма, заключается в документальном подтверждении расходов по приобретению криптовалюты.Пока у налоговых органов нет прямых договоренностей с криптовалютными биржами о получении информации о совершенных пользователями бирж операций, данный подход не будет работать. Следовательно, лицо обязано самостоятельно собрать некий пакет документов и подать его в налоговый орган, что вряд ли произойдет на практике.
Министерство также ссылается на положения статьи 228 Кодекса, в соответствии с которым физические лица, получающие вознаграждения от физических лиц и организаций на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Данную отсылку Министерство оставило без комментариев, в связи с чем налогоплательщикам остается только гадать - расценили ли фискальные органы доход от криптовалюты в качестве вознаграждения или это просто намек на самостоятельный порядок уплаты НДФЛ с дохода от соответствующих операций.
Как будут разрешаться вышеперечисленные противоречия и как технически налоговые органы смогут контролировать данные операции, покажет время.
Анастасия Кузьмина
|
Глеб Апёнкин
|
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Анастасии Кузьминой или Глебу Апёнкину в офис Capital Legal Services.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
www.facebook.com/capitallegalservices