Обзоры законодательства
Ответственность за нарушение режима повышенной готовности в Санкт-Петербурге
- Дата: 17.04.2020
На территории г. Санкт-Петербурга действует Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». На протяжении последнего времени в данное постановление неоднократно вносились изменения. С учетом всех изменений в Постановлении содержатся следующие указания:
- Гражданам рекомендуется до 30 апреля 2020 не покидать места проживания или пребывания, за исключением:
- обращения за экстренной помощью или иной угрозе жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) осуществления деятельности, которая не была приостановлена в соответствии с Постановлением;
- передвижения по г. Санкт-Петербургу, если они связаны с осуществлением деятельности, не приостановленной в соответствии с Постановлением (например, услуги доставки),
- следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена Постановлением;
- выгула домашних животных, на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
- выноса отходов до ближайшего места их накопления (п. 3.3.2. Постановления).
- До 30 апреля 2020 года гражданам запрещено посещать:
- объекты (территории) религиозных организаций, (исключение – служители и религиозный персонал данных организаций);
- парки, сады, скверы, указанные в приложении к Постановлению (например, Парк им. 300-летия Санкт-Петербурга, Московский парк Победы и т.п.);
- детские и (или) спортивные площадки, расположенные на территории Санкт-Петербурга (исключение – посещение площадок в рамках работы дежурных групп для детей сотрудников предприятий, продолжающих свою работу в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»);
- помещения предприятий и организаций (исключение – организации, на которые не распространяется действие Указа Президента №206 и Указа Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»).
- Граждане в возрасте старше 65 лет, находящиеся на территории Санкт-Петербурга (за исключением руководителей и сотрудников предприятий, организаций, учреждений, органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работников здравоохранения и иных категорий лиц), обязаны соблюдать режим самоизоляции до 30 апреля 2020 года (п. 2-6 Постановления). Определение понятия «самоизоляция» в тесте Постановления отсутствует, однако существует риск того, что оно будет истолковано как полный запрет покидать место проживания. Поэтому есть вероятность, что граждане старше 65 лет могут быть признаны нарушившими Постановление даже в случае, если они покинули место проживания по причинам, указанным в первом пункте (например, чтобы вынести мусор или сходить в ближайший магазин).
Ответственность за несоблюдение режима самоизоляции и иных предписаний органов исполнительной власти
За какие действия установлена ответственность в новых статьях КоАП РФ?
С 1 апреля 2020 в КоАП РФ были внесены изменения, связанные с ужесточением административной ответственности за нарушение режима самоизоляции.
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 3 ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за действия, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, если они привели к причинению вреда здоровью человека или его смерти, но не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Часть 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за деяние, указанное в ч. 1 этой статьи, которое повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу, (исключение – деяние подпадает под ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ или уголовно наказуемо), либо за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Какая ответственность установлена за нарушение данных правил?
Нарушение предписаний ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 6.3 КоАП РФ), а ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ - в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Нарушение предписаний ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ - в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Установлена ли административная ответственность на уровне Санкт-Петербурга? Если да, то в каком объеме?
8 апреля 2020 года губернатор Санкт-Петербурга подписал закон, вносящий поправки в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Они вступают в законную силу с 19 апреля 2020 года. После этого правоохранительные органа будут вправе применять новую статью 86-1 «Нарушение требований нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга».
Согласно ч. 2 этой статьи, неисполнение гражданами требований нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере четырёх тысяч рублей. Повторное нарушение или нарушение, совершенное с использованием транспортного средства (ч. 3 и ч. 4 указанной статьи соответственно) влекут наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Если лицо, проживающее в Санкт-Петербурге, находится в месте, запрещенном для посещения, или лицо старше 65 лет нарушает режим самоизоляции, то к какой ответственности оно будет привлечено?
В связи с наличием нескольких норм об ответственности, на наш взгляд, лицо должно привлекаться к ответственности следующим образом:
- если лицо не исполняет предписание Главного государственного врача г. Санкт-Петербурга об изоляции в домашних условиях, тооно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- если лицо находится в месте, запрещенном для посещения, или лицо старше 65 лет нарушает режим самоизоляции, то оно может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа от одной до тридцати тысяч рублей;
- начиная с 19 апреля 2020 года, правоохранительные органы Санкт-Петербурга будут вправе привлечь указанных выше лиц к административной ответственности по ч. 2 ст. 86-1 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» в виде штрафа в размере четыре тысячи рублей в случае, если совершенные такими лицами действияне подпадают под действие ст. 20.6.1 КоАП РФ или протокол составляет сотрудник органов внутренних дел.
Вышеизложенные выводы, подтверждаются следующим.
Практика субъектов Российской Федерации неоднородна: существует практика привлечения к административной ответственности за указные действия как по ч. 2 ст. 6.3, так и по ст. 20.6.1 КоАП РФ. На наш взгляд, на территории г. Санкт-Петербурга привлечение к административной ответственности за указанные действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ невозможно в связи со следующим.
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в указанной области основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Однако, Правительство Санкт-Петербурга, принимая Постановление от 13.03.2020 №121, руководствовалось полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с чем указанное Постановление, на наш взгляд, не является частью законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Другими словами, выбор статьи, по которой гражданин будет привлечён к административной ответственности, зависит от того, в рамках какого режима были введены ограничения: если они были введены в рамках карантина (как, например, в Краснодарском крае), то должна применяться ст. 6.3 КоАП РФ, если в рамках режима повышенной готовности (как в г. Санкт-Петербурге), то должна применяться ст. 20.6.1 КоАП РФ. Исключением будет ситуация, когда гражданину было выдано законное постановление должного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (например, Главного государственного врача по г. Санкт-Петербургу), об изоляции в домашних условиях. За нарушение такого предписания лицо должно быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Примечательно, что согласно ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) имеют полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях только по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ, но не по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Полномочия по составлению административных протоколов по данной статье имеются у должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также у должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых должен быть утверждён руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Практика судов Санкт-Петербурга подтверждает данный вывод. Например, Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга вынес определение о возврате административных протоколов по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку, по мнению суда, нарушение правил поведения граждан на территории Санкт-Петербурга в условиях введенного режима повышенной готовности подлежит квалификации по специальной норме закона, а именно по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. А Выборгский районный суд г. Санкт-Петербурга признал неисполнение лицом, имевшим контакт с заболевшим COVID-19, выданного ему предписания об изоляции административным нарушением по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.