Новости
Прецедент месяца: Указание на ценнике информации о цене с учетом скидки не нарушает права потребителей и соответствует закону
- Услуга: Арбитраж и внесудебное разрешение споров
- Дата: 24.09.2014
В начале сентября суд кассационной инстанции наконец поставил точку в спорах с Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в отношении порядка оформления ценников на товары.
Непрекращающиеся претензии проверяющих касались указания на ценниках цены с учетом скидки по карте либо по акции. По мнению представителей Роспотребнадзора, такой порядок оформления ценников не соответствует принципу единообразия ценников и вводит потребителей в заблуждение относительно реальной стоимости товара. Следует отметить, что такие споры длятся уже несколько лет, при этом арбитражные суды в отличие от судов общей юрисдикции все это время принимали сторону проверяющих, признавая допущенные нарушения со стороны продавцов.
Претензии Роспотребнадзора в этой части не миновали и Клиента Компании Capital Legal Services – сеть парфюмерно-косметических магазинов в Санкт-Петербурге. По итогам проведенной проверки Клиенту было вынесено предписание об устранении нарушений в оформлении ценников в части указания цены со скидкой по карте и с учетом уценки товара. Между тем, в действующем законодательстве не предусматривается запрет на оформление ценников таким способом.
В ответ на наши запросы о разъяснении иных способов доведения Клиентом до потребителей информации о скидках на товар Управление ограничивалось лишь формальными отписками о нарушении правил продажи отдельных товаров с указанием, в частности, того, что цены товаров должны быть одинаковыми для всех покупателей, и что ценники должны быть единообразными и четко оформленными (п.п. 18, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года). При таком подходе было очевидно, что претензии Роспотребнадзора будут продолжаться бесконечно, поэтому единственным возможным способом защитить права и интересы Клиента было обращение в арбитражный суд с оспариванием вынесенного предписания.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении наших требований и приняли сторону Управления. При этом в ходе процесса становилось очевидно, что суд ориентируется на уже сформировавшуюся отрицательную для нас судебную практику, не признающую возможности указывать две цены на товар. Тогда было принято решение обратиться в АС Северо-Западного округа с кассационной жалобой на акты нижестоящих судов, чтобы попытаться переломить данную практику.
Юристы компании Capital Legal Services подготовили кассационную жалобу, обращая особое внимание суда на то, что суд – единственный орган, способный внести ясность в данный вопрос и защитить права нашего Клиента. В итоге суд кассационной инстанции полностью поддержал наши доводы и отменил акты судов первой и апелляционной инстанций. Судьи кассации подтвердили, что претензии Роспотребнадзора неправомерны, а в законодательстве запрета указывать на ценнике информацию о цене с учетом скидки не содержится. При этом основным доводом суда стало то, что на ценнике указано не две цены, как полагают проверяющие, а одна цена, которая может варьироваться в зависимости от наличия у покупателей карты либо проводимых магазином акций.
Принятое судом кассационной инстанции постановление позволит ритейлерам отныне не боятся претензий Роспотребнадзора по поводу оформления ценников на товары и ссылаться в случае спора на данную судебную позицию. Отметим при этом, что данным постановлением суд кассационной инстанции фактически устранил противоречие в подходах арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые не усматривали нарушений прав потребителей при размещении продавцом на ценнике информации о цене со скидкой.