Обзоры законодательства

  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • ENG
  • РУС
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Таможенное законодательство
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкции
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Сопровождение проектов в Восточной Азии
      • Юридическое сопровождение бизнеса в Восточной Азии
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • МОСКВА: +7(495) 970-1090
  • С-ПЕТЕРБУРГ: +7(812) 346-7990
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Таможенное законодательство
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкции
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Сопровождение проектов в Восточной Азии
      • Юридическое сопровождение бизнеса в Восточной Азии
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Обзоры законодательства
  • Обзор изменений Федерального закона «О персональных данных»

Обзоры законодательства

Информация и связи

Обзор изменений Федерального закона «О персональных данных»

  • Авторы: Антонина Шишанова, Вадим Ковалёв
  • Услуга: Защита данных
  • Дата: 19.07.2022

Ранее был подписан и опубликован Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ, вносящий масштабные изменения в регулирования вопросов обработки персональных данных (ПД). По итогам рассмотрения законопроекта в Государственной Думе его содержание существенно изменилось по сравнению с предыдущей версией, о которой мы уже рассказывали ранее.

Наиболее важными из них являются изменения, касающиеся трансграничной передачи ПД:

  • Уточнен ранее предложенный порядок уведомления Роскомнадзора об осуществлении трансграничной передачи ПД:
    • как и раньше, для правомерной трансграничной передачи ПД нужно уведомить об этом Роскомнадзор (в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа). При этом теперь прямо указано, что такое уведомление направляется отдельно от уведомления о намерении осуществлять обработку ПД;
    • NEW! у оператора ПД, собирающегося осуществить их трансграничную передачу, появились следующие обязанности:
      • перед подачей уведомления оператор ПД должен получить от иностранных лиц, которым будут передаваться ПД, информацию о принимаемых ими мерах по защите ПД и условиям прекращения их обработки;
      • если получатель ПД не находится под юрисдикцией страны-участницы Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных или страны, включенной в перечень государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПД, то оператору ПД нужно будет получить информацию о правовом регулировании персональных данных в этой стране;
      • эти данные должны быть сообщены оператором ПД Роскомнадзору в случае получения соответствующего запроса.
  • Роскомнадзор будет рассматривать направленное уведомление в течение 10 рабочих дней, а не 30, как это было в начальной редакции;
  • По результатам рассмотрения уведомления, трансграничная передача ПД может быть запрещена или ограничена по целому ряду оснований: в целях защиты конституционного строя РФ, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Оператор может осуществить передачу ПД в страны, не обеспечивающие адекватную защиту прав субъектов ПД, только по истечении 10 рабочих дней с момента направления уведомления в Роскомнадзор, если только не будет принято решение о запрете или ограничении такой передачи (исключение – ПД нужны для защиты жизни, здоровья и иных жизненно важных интересов субъекта ПД). К странам, которые не обеспечивают адекватную защиту, в частности, относятся США, Китай. При этом передача ПД на территорию стран, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПД (например, страны ЕС), допускается сразу после направления уведомления в Роскомнадзор.
  • В случае принятия Роскомнадзором решения о запрете или ограничении трансграничной передачи ПД, оператор обязан обеспечить уничтожение получателем ранее переданных ему ПД.
  • NEW! В финальную редакцию законопроекта также добавили норму, согласно которой требования о направлении уведомления о трансграничной передаче ПД не применяются в случаях, если оператор ПД передает данные в целях исполнения функций и обязанностей государственных органов и Российской Федерации. Перечень таких случаев должен быть определен Правительством РФ.
  • NEW! Новые требования о трансграничной передаче ПД имеют обратную силу: лицам, которые уже осуществляют такую передачу, до 1 марта 2023 года необходимо направить уведомление в Роскомнадзор в соответствии с требованиями, описанными выше.

Также следует отметить следующие изменения:

  • Законом закреплена обязанность взаимодействия операторов ПД с системой ГосСОПКА, однако, из обязанности оператора ПД обеспечить непрерывное взаимодействие с данной системой убрали слово «непрерывное». Полагаем, это связано с тем, что обеспечение непрерывного взаимодействия с системой ГосСОПКА потребовало бы существенных затрат со стороны операторов ПД. Итоговый порядок взаимодействия с ГосСОПКА будет разработан ФСБ.
  • Принцип экстерриториальности применения ФЗ «О персональных данных» изложен в новой редакции: положения ФЗ «О персональных данных» будут распространяться на обработку, осуществляемую иностранными лицами в отношении персональных данных граждан РФ на основании договора или иных соглашений между иностранными лицами и российским гражданином или отдельного согласия гражданина РФ на обработку его ПД.
  • В итоговой редакции существенно сокращены сроки реагирования оператора ПД на запросы Роскомнадзора и субъектов ПД: теперь на все запросы и требования (в том числе о прекращении обработки ПД, их уточнении, блокировки или уничтожении) оператор ПД должен предоставить ответ в течение 10 рабочих дней. Этот срок может быть увеличен на 5 рабочих дней при мотивированном уведомлении Роскомнадзора или субъекта ПД.
  • Нововведение о сокращении оснований, позволявших операторам обрабатывать ПД без уведомления Роскомнадзора, осталась без изменений. Другими словами, теперь в подавляющем большинстве случаев для обработки ПД оператору требуется уведомить Роскомнадзор.
  • Также изменилось регулирование биометрических ПД: теперь любые лица независимо от возраста могут не предоставлять свои биометрические ПД для обработки, за исключением случаев, когда такая обработка является обязательной по закону.
  • NEW! Изменены требования к содержанию политики обработки ПД: теперь категории и перечень обрабатываемых ПД, категории субъектов, ПД которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения ПД должны быть указаны отдельно для каждой цели обработки ПД.
  • NEW! Были добавлены положения, вносящие изменения в Закон «О защите прав потребителей» и добавляющие обязанность по предустановке на мобильные устройства Единого магазина приложений.

После подписания федерального закона Президентом РФ большая часть положений вступит в силу 1 сентября 2022 года, за исключением следующих:

  • новые требования к уведомлениям о трансграничной передаче ПД;
  • положения о взаимодействии операторов ПД с системой ГосСОПКА;
  • положения, касающиеся изменения порядка предоставления информации из ЕГРН;
  • положения, обязывающие операторов ПД действовать в соответствии с дополнительными правилами, еще не разработанными Роскомнадзором,

которые вступят в силу с 1 марта 2023 года.

Данный обзор подготовили: старший юрист корпоративной практики Capital Legal Services Вадим Ковалёв, юристы практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова и Виктор Калужский. 


  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • Главная
  • Услуги
  • Проекты
  • Команда
  • Карта сайта
© 2023 Capital Legal Services LLC. Все права защищены
Правовая информация