Обзоры законодательства
Изменение в Закон о банкротстве – обобщение статистики и корректировка практики
- Автор: Анна Силинская
- Услуга: Банкротство
- Дата: 31.05.2024
29.05.2024 был подписан Президентом и опубликован закон[1] о внесении масштабных изменений в Закон о банкротстве (а также в одну статью АПК РФ). Согласно пояснительной записке, законопроект был направлен на упрощение банкротных процедур, увеличение «порога вхождения» в дело о банкротстве юридических лиц, унификацию порядка обжалования определений[2].
Согласимся с законодателем в том, что необходимость унификации и упрощения в банкротных спорах действительно назрела. Учитывая уже имевшие место изменения в законодательстве, комбинацию в Законе о банкротстве материальных и процессуальных норм (т.е. норм с разным принципом действия во времени), а также многочисленные разъяснения в постановлениях ВАС и ВС РФ, процедура банкротства сейчас похожа на сложную настольную игру с многотомными сводами правил. На практике зачастую эти правила еще и по-разному толкуются судами, в связи с чем поиск решения на конкретную проблему превращается в настоящий «квест».
При этом продолжительность одной такой игры составит, в среднем, порядка трех лет (по статистике Федресурса на 2022 год[3]), а призом для кредиторов является весьма сомнительная перспектива получения частичного удовлетворения требований.
Кроме того, отметим, что далеко не все кредиторы честно и прямолинейно инициируют банкротные споры только в целях получения удовлетворения требований. На практике инициирование банкротства может стать, с одной стороны, способом давления на должника, а с другой – быть способом выхода из сложной ситуации для недобросовестных должников.
Таким образом, насущные проблемы, требующие законодательного решения, в банкротных спорах действительно есть. Мы проанализировали, какие же из них попытались решить в рассматриваемых изменениях в Закон о банкротстве. Далее приводим обзор ключевых изменений в законе:
Минимальная сумма долга юридического лица для инициирования дела о его банкротстве повышается с 300 000 руб. до 2 млн руб.
Данное изменение можно только поприветствовать, т.к. только таким способом потенциально можно ограничить компании с относительно небольшими долгами от нападок недобросовестных кредиторов.Ранее п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» указывал, что «Если конкурсные кредиторы полагают, что их права и законные интересы нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование … они, а также арбитражный управляющий вправе обжаловать в общем установленном процессуальным законодательством порядке указанный судебный акт». Действовал специальный механизм «экстраординарного» апелляционного обжалования, который по факту сводился к рассмотрению (иногда по второму кругу) дела в апелляционной инстанции, иногда спустя годы после вынесения решения.
Новая редакция закона делает логичный шаг, отменяя процедуру «экстраординарного» обжалования и вводя новое правило, что «Если арбитражный управляющий и (или) кредиторы полагают, что права и законные интересы кредиторов нарушены судебным актом …, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование кредитора, указанные лица вправе обратиться в установленном процессуальным законодательством порядке с заявлением об отмене судебного акта по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.
Учитывая базовые принципы процессуального закона об обязательности вступивших в законную силу актов, полагаем, что такое нововведение более логично, чем действовавшая ранее процедура.
3. Предоставление управляющему права запрашивать в уполномоченных органах сведения касательно должника, его контролирующих лиц, иных заинтересованных лиц супруга без обращения в суд (п. 1 ст. 20.3, ст. 213.9 Закона о банкротстве)
Такое изменение закона определенно является реакцией на проблемы, существующие в судебной практике. Притчей во языцех является ситуация, когда, располагая в силу закона декларативным правом собирать информацию об имуществе должника, управляющий получает отказ в предоставлении сведений от, например, налогового органа. В таком случае ему не остается ничего, кроме как инициировать запрос сведений через суд.
Полагаем, что новая редакция закона переломит практику и упростит жизнь управляющим. Кроме того, расширение перечня лиц, в отношении которых запрашиваются сведения «иными заинтересованными по отношению к должнику» лицами, также является реакцией на весьма распространенную уже практику сокрытия имущества за цепочками владения, дальними родственниками, деловыми партнерами и пр.Общее правило, установленное новой редакцией закона для рассмотрения обособленных споров - не позднее чем через один месяц с даты получения и без вызова сторон.
Причины такой «механизации» процедуры рассмотрения заявлений в чрезвычайно высокой (и постоянно растущей) нагрузке на судей, рассматривающих банкротные споры, при том, что большая часть определений по обособленным спорам имеет бесспорный характер (не обжалуется сторонами).
Изменение, учитывая статистику, действительно насущное. В делах о банкротстве встречается масса абсолютно «технических» споров, не требующих активного участия сторон. Например, в банкротстве рядового должника физического лица зачастую на рассмотрение требований кредитора явится в лучшем случае скучающий представитель управляющего, который оставит вопрос «на усмотрение суда». Отметим, что при этом в действительно сложных делах, требующих представления пояснений в процессе, суд по своей инициативе или по заявлению участвующих в деле лиц может принять решение о вызове сторон.Ранее в исключительных случаях судебная практика допускала исключение требований из реестра требований кредиторов путем толкования п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве. Причем для обоснования исключения требовалось доказать утрату кредитором интереса в участии в деле.
В новой редакции закона правило об исключении требования звучит как:
«Если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в реестр требований кредиторов станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об исключении требования кредитора из реестра требований кредиторов либо об изменении его очередности. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда этому лицу стало или должно было стать известно о наличии указанных обстоятельств. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом».
Т.е. речь идет и о необоснованности, и о неверной очередности первоначального требования, что дает кредиторам дополнительные механизмы защиты конкурсной массы от необоснованных требований, которые уже были включены в реестр.
Конечно, нужно смотреть, останется ли практика с новым механизмом такой же консервативной, как была ранее, однако прямое указание в законе на возможность исключения требования – уже шаг в верном направлении.Новая редакция закона прямо указывает на возможность восстановления срока на включение требования в реестр, закрываемый по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В ранее действовавшей редакции такого правила не было.
Отметим, что, скорее всего, практика истолкует новое положение закона ограничительно, а сроки будут восстанавливаться (как и сейчас) в исключительных случаях, когда возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно отсутствовала, в связи с чем и не была реализована кредитором (определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2019 № 304-ЭС17-1382(8)).Ранее судебная практика основывалась на том, что факт супружеских отношений с должником не влечет автоматически возникновения у лица прав на участие в деле о банкротстве супруга. Зачастую это порождало проблемы как для управляющих и кредиторов (которые могли быть заинтересованы в раскрытии вывода активов на супруга), так и для самих супругов, намеренных защитить личное / добрачное имущество от посягательств кредиторов.
В новой редакции Закона установлено, что «Супруг (бывший супруг) гражданина, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, приобретает статус лица, участвующего в деле о банкротстве».Существовавшая до введения изменений редакция закона предоставляла управляющему 1 месяц с даты окончания инвентаризации для предоставления суду положения о продаже имущества должника. Новая же редакция куда более реалистична. У управляющего есть тот же месяц, но для предоставления положения собранию кредиторов, а не суду.
Полагаем, что данное изменение Закона представляет собой реакцию на судебную практику по жалобам кредиторов на затягивание управляющим сроков предоставления положения. Объективно – одного месяца недостаточно для (а) подготовки положения, (б) его утверждения у собрания / комитета кредиторов, (в) предоставления суду.Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и подписанный Президентом закон содержит куда больше изменений. Мы постарались подсветить наиболее значимые из них, такие, которые либо фиксируют сложившуюся практику (как с восстановлением срока на подачу заявления о включении требования в реестр), либо «разворачивают» ее (как с участием супругов в делах о банкротстве), либо подсказывает новое, более логичное направление (как с исключением требований, экстраординарным обжалованием, предоставлением сведений управляющему).
Мы согласны с законодателем в том, что новая редакция Закона действительно может способствовать большей оперативности и эффективности рассмотрения банкротных споров. Практикующим же юристам желаем скорее разобраться в изменениях.
[1] Федеральный закон от 29.05.2024 № 107-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/516699-8
[3] https://download.fedresurs.ru/news/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%202022.pdf
[4] Здесь и далее нумерация по новой редакции закона