Обзоры законодательства
Налоговая амнистия при дроблении бизнеса: сценарии и нюансы
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 18.06.2024
Продолжаем изучать законопроект о масштабных изменениях в налоговую систему РФ. Помимо изменений по налогу на прибыль, о которых мы писали здесь, в контексте корпоративного налогообложения стоит отметить «налоговую амнистию дробления бизнеса». О планах проведения амнистии для некрупных компаний ранее говорил Президент РФ, теперь же в законопроекте рассматриваются практические вопросы реализации данной инициативы.
i. Дробление бизнеса: определение
По статистике, среди наиболее распространенных налоговых споров по необоснованной налоговой выгоде немалый процент дел посвящен дроблению бизнеса. Однако, до предлагаемых поправок, понятие «дробление бизнеса» не закреплялось в Налоговом кодексе РФ (далее также – «НК РФ»). Теперь ст.5 законопроекта впервые предлагает официально закрепить данный термин.
«Дробление бизнеса» — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов».
Такое определение, по нашему мнению, является достаточно размытым и не содержит критериев и граней законного ведения деятельности группой компаний и необоснованного разделения бизнеса, которые разработаны в судебной и административной практике. Также отсутствует пояснение в отношении того, какая деятельность может быть квалифицирована в качестве «единой», что потенциально может повлечь риски новых споров по вопросам дробления.
ii. Амнистия дробления бизнеса: условия и нюансы
Поправки предлагают понимать под «амнистией дробления» прекращение обязанности налогоплательщика по уплате доначисленных решением налогового органа налогов, пеней и штрафов за период 2022-2024 годов, если такое доначисление было обусловлено выявлением использования схемы дробления бизнеса. Амнистия доступна налогоплательщикам при соблюдении ряда условий:
- Решение налогового органа, в котором фиксируется использование налогоплательщиком схемы по дроблению бизнеса, не вступило в законную силу на дату вступления в силу поправок, предусмотренных законопроектом.
Вступление таких решений в силу будет приостановлено, что, однако, не отменяет права налогоплательщика на обжалование таких решений как в вышестоящие налоговые органы, так и в суд.
- Отказ от использования схем дробления в 2025-2026 годах. При этом такой отказ будет оцениваться только налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля, инициативная подача каких-либо заявлений со стороны налогоплательщика не требуется.
iii. Амнистия дробления бизнеса: возможные сценарии
Законопроект предполагает различные сценарии амнистии:
- Если налоговая проверка за период 2022-2024 годов зафиксировала признаки дробления, но по итогам выездной налоговой проверки за 2025-2026 год признаки дробления не были выявлены, тогда с момента вступления в силу решения по проверке за 2025-2026 годы прекращается обязанность по уплате доначислений за 2022-2024 годы.
Аналогичный подход будет и при частичном отказе налогоплательщика от дробления, налоговая ответственность за период 2022-2024 годы прекратится в соответствующей части.
- Если налоговая проверка за период 2022-2024 годов зафиксировала признаки дробления, но выездная налоговая проверка на следующие налоговые периоды не была назначена – в таком случае налоговый орган не может проверить, отказался ли бизнес от использования недобросовестной схемы дробления бизнеса, и обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов за 2022-2024 годы прекращается лишь с 1 января 2030 года.
Данный сценарий вызывает наибольшее количество вопросов:
- На текущий момент нет определенности, как данная обязанность будет соотноситься с механизмом единого налогового счета, хотя в поправках есть указание, что вступление в силу решений налоговых органов за период проверок 2022-2024 годов будет приостановлено.
- Остается не разрешенным вопрос о том, какой механизм фиксации «задолженности» будет применим и где она будет отражаться, пока решение не вступит в силу.
- Не прозрачен механизм фиксации «обеления» бизнеса в таком случае – например, возможно ли в дальнейшем проведение проверки в отношении признаков дробления и «восстановление задолженности» за 2022-2024 годы, если по какой-либо причине налогоплательщик подаст уточненные декларации за 2025-2026 годы.
- Если налоговый орган выявил нарушения и в периоде 2022-2024 годов, и в периоде 2025-2026 годов, то никакой амнистии для налогоплательщика не предполагается, и вместе со вступлением в силу результатов по налоговой проверке за 2025-2026 вступит в силу и решение по проверке за 2022-2024 годы.
- Процедура ликвидации или реорганизации также не избавит бизнес от доначислений за 2022-2024 годы, если налоговый орган установит использование механизма дробления бизнеса в последующем при осуществлении иной группой лиц той же деятельности, которой занимались ликвидированные или реорганизованные лица.
На текущий момент механизм амнистии при дроблении бизнеса, на наш взгляд, может коснуться очень узкого круга налогоплательщиков. Также стоит отметить, что текущая редакция законопроекта предусматривает освобождение только от налоговых доначислений и налоговой ответственности. Поправки в текущем варианте не предполагают освобождение бизнеса от административной и налоговой ответственности, а также прекращения следственных мероприятий по открытым делам.
Учитывая, что в настоящий момент происходят обсуждения в рамках нулевого чтения законопроекта, где также обсуждается вопрос расширения возможностей по применению налоговой амнистии при дроблении бизнеса, то окончательная версия законопроекта в части амнистии может претерпеть существенные отличия.
Данный обзор подготовила команда налоговой практики CLS – юрист Анна Сотникова и помощник юриста Светлана Горовцова.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.