Обзоры законодательства
Изменения в Бюджетный кодекс и их влияние на ГЧП отрасль
- Авторы: Анна Персиянцева , Павел Карпунин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 20.06.2024
19 июня 2024 года Государственной думой Российской Федерации в первом чтении был принят законопроект № 639660-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект»).
Законопроект, помимо прочего, затрагивает вопросы регионального и муниципального софинансирования проектов, реализуемых на основании концессионных соглашений (далее – «КС») и соглашений о государственно‑частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) (далее – «СГЧП»). Пояснительная записка к Законопроекту, раскрывая цели внесения изменений, указывает, что поправки необходимы для:
- снижения нагрузки на региональные бюджеты и сокращения объема государственного долга;
- ограничения расходов с целью первоочередного исполнения расходов социально значимого и первоочередного характера.
Так, Законопроектом предлагаются:
1. Поправки в статьи 85, 86 Бюджетного кодекса РФ:
Предлагается ограничить объем расходов субъектов / муниципальных образований в связи с их участием в качестве стороны в КС или СГЧП.
Законопроектом предлагается закрепить, что в текущем финансовом году размер финансовых обязательств концедента / публичного партнера не должен превышать 10 % от общего годового объема доходов бюджета, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета (из регионального для муниципальных образований) в целях софинансирования расходных обязательств по КС и СГЧП, но не включая иные безвозмездные поступления.
2. Поправка в статью 107 Бюджетного кодекса РФ:
Изменениями предлагается предусмотреть, что общий объем государственного (муниципального) долга с учетом общего объема обязательств, возникающих при исполнении КС и СГПЧ, не должен превышать общий объем доходов, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета (из регионального — для муниципальных образований) в целях софинансирования расходных обязательств по КС и СГЧП, но без учета иных безвозмездных поступлений, отраженных в законе о бюджете на очередной финансовый год.
В отношении бюджетов, где объем дотаций в течение 2 из 3 последних отчетных финансовых лет превышал 40 % для регионального бюджета / 50 % для муниципального бюджета, объема собственных доходов бюджета, объем государственного (муниципального) долга не может превышать 50 % от общего объема доходов.
Применительно к указанным изменениями особенно необходимо обратить внимание на следующее:
- Во‑первых, в отношении финансовых обязательств региона (муниципального образования) по КС речь идет только о плате концедента, исходя из буквального текста нормы. В отношении СГЧП подобных ограничений не установлено.
- Во-вторых, обе нормы, в случае их принятия, будут иметь ретроспективный характер и распространять свое регулирование на все соглашения, заключенные после 01 января 2024 года.
Команда CLS продолжает следить за Законопроектом и в последующем подробно проанализирует принятые изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Данный обзор был подготовлен Дарьей Туренко – юристом практики ГЧП и Инфраструктуры.