Обзоры законодательства
Соглашение о ГЧП в отношении частных объектов промышленности
- Авторы: Анна Персиянцева , Павел Карпунин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 31.07.2024
23 июля 2024 года Государственная Дума приняла закон о внесении изменений в Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон о ГЧП»).
Изменениями в Закон о ГЧП предусмотрена возможность заключения между частным партнером и исключительно Российской Федерацией соглашения о государственно-частном партнерстве (далее – «СГЧП») в сфере промышленности в отношении:
- реконструкции имущественного комплекса, находящегося в собственности частного партнера и предназначенного для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности[1] (далее – «Объект промышленности») (в текущей редакции Закона о ГЧП возможность реконструкции установлена исключительно в отношении объектов, находящихся в собственности публичного партнера); или
- строительства Объекта промышленности на земельном участке, принадлежащем частному партнеру на праве собственности (в текущей редакции Закона о ГЧП объект СГЧП создается на земельном участке, находящемся в собственности публичного партнера).
При этом, такие СГЧП должны соответствовать следующим критериям:
- соответствие требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, установленным Правительством Российской Федерации[2];
- объем финансирования реконструкции или строительства Объекта промышленности составляет не менее 10 млрд рублей;
- объем финансирования проекта за счет собственных денежных средств частного партнера составляет не менее 15 % (пятнадцати процентов) от общего объема финансирования проекта;
- объем финансирования публичным партнером не должен превышать в совокупности (i) объема финансирования за счет собственных и заемных средств частным партнером реконструкции или строительства, эксплуатации и технического обслуживания такого объекта и (ii) размера платы частного партнера за период действия СГЧП (при наличии).
При этом такое СГЧП, наряду с условиями, предусмотренными частью 2 статьи 12 Закона о ГЧП[3], должно содержать следующие существенные условия:
- перечень и объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках реализации СГЧП;
- обязательство частного партнера по реализации произведенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение срока, установленного СГЧП, а также требования к качеству этих товаров, работ, услуг.
Заключение указанного СГЧП осуществляется в порядке частной инициативы с учетом следующих особенностей:
- установлен сокращенный по сравнению с общими положениями Закона о ГЧП срок на принятие решения о возможности (невозможности) реализации проекта (44 (сорок четыре) дня вместо 90 (девяноста) дней со дня поступления от инвестора предложения о реализации проекта);
- в отношении проекта не проводится оценка эффективности и не определяется его сравнительное преимущество.
Кроме того, если при размещении частной инициативы на сайте torgi.gov.ru поступят заявления от иных лиц о намерении участвовать в конкурсе, заключение СГЧП должно осуществляться по результатам конкурса, а конкурсная документация в таком случае:
- не должна содержать положений, устанавливающих, что конкурс проводится в отношении Объекта промышленности и (или) земельного участка, указанных в поданной частной инициативе;
- должна устанавливать в качестве критериев конкурса (i) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП, (ii) период со дня подписания СГЧП до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП, будут осуществляться в объеме, установленном СГЧП.
Таким образом, ключевыми критериями конкурсного отбора будут являться экономические показатели объекта СГЧП, а именно – его производственная мощность и способность обеспечить определенный объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а описание технических показателей объекта СГЧП будет вторичным.
Это отчасти концептуально схоже с отношениями, возникающими в рамках заключения офсетного контракта[4], предметом которого являются создание, модернизация, освоение производства товара. Но, если в рамках офсетного контракта у поставщика имеются прямо предусмотренные законодательством гарантии сбыта производимой продукции (ее закупка заказчиком), то для СГЧП в отношении Объектов промышленности подобных гарантий не установлено.
Также изменениями в Закон о ГЧП установлен запрет на замену частного партнера по такому СГЧП.
Данные изменения вводят новеллу для российского законодательства – возможность заключения СГЧП в отношении частных объектов, однако следует отметить, что в ряде случаев Объект промышленности будет подлежать передаче в собственность публичного партнера, а именно:
- в случае досрочного прекращения СГЧП по решению суда в связи с существенным нарушением частным партнером условий СГЧП (за исключением случаев компенсации частным партнером затрат публичного партнера, осуществленных в соответствии с СГЧП, и убытков, причиненных публичному партнеру таким досрочным прекращением);
- если объем финансирования публичным партнером строительства и (или) реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта СГЧП и (i) рыночная стоимость движимого и (или) недвижимого имущества, передаваемого публичным партнером частному партнеру по СГЧП, либо (ii) рыночная стоимость передаваемых прав на такое имущество (если СГЧП не предусматривает возникновение права собственности частного партнера на такое имущество) в совокупности превышают объем финансирования строительства и (или) реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания этих объектов частным партнером и размер платы частного партнера за период действия СГЧП (при наличии).
Иные изменения включают сближение общего регулирования Закона о ГЧП и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части финансовых обязательств публичной стороны:
- вводится термин «финансовое участие публичного партнера» и определяются его формы: (i) капитальный грант, (ii) плата публичного партнера, (iii) возмещение недополученных частным партнером доходов от эксплуатации объекта СГЧП в целях обеспечения минимального гарантированного дохода частного партнера от эксплуатации объекта СГЧП;
- дополняется, что предельный размер финансового участия публичного партнера на создание объекта СГЧП должен быть меньше общего размера расходов на создание объекта СГЧП;
- уточняется, что, если проектом предусмотрено финансовое участие публичного партнера, то размер такого финансового участия публичного партнера и (или) порядок определения этого размера и условия финансового участия публичного партнера указываются в СГЧП и являются его существенными условиями.
Ознакомиться с ходом принятия законопроекта можно по ссылке.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
https://t.me/LegalRecipes[1] Объект, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП.
[2] Порядок определения соответствия проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 № 603.
[3] За исключением пунктов 2, 4, 6 части 2 статьи 12 Закона о ГЧП.
[4] Государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства (абзац четвертый пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 111.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).