Обзоры законодательства
Новые бюджетные ограничения для региональных и муниципальных ГЧП проектов
- Авторы: Анна Персиянцева , Павел Карпунин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 01.08.2024
13 июля 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2024 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), который в том числе затрагивает вопросы регионального и муниципального софинансирования проектов, реализуемых на основании концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) (далее – «соглашение о ГЧП»).
Законом устанавливаются ограничения в отношении финансового участия публичной стороны по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП, если на стороне концедента или публичного партнера выступает дотационный[1] субъект РФ или муниципальное образование (далее – «МО»)[2].
Ограничения установлены в отношении:
- Совокупного объема финансовых обязательств публичной стороны в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.
Объем указанных расходов не должен превышать 10 % от общего годового дохода соответствующего бюджета на очередной финансовый год и плановый период (далее – «Порог»)[3].
- Объема государственного / муниципального долга.
Объем долга с учетом обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП не может превышать объем доходов бюджета (для субъектов РФ / МО, которые являются дотационными в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет, установлено ограничение в 50 % от общего объема доходов)[4].
Существенно, что при определении объема дохода соответствующего бюджета учитываются только те безвозмездные поступления, которые поступили из вышестоящего бюджета для целей софинансирования обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП, а также из публично-правовой компании «Фонд развития территорий».
Также Закон устанавливает, что при превышении Порога на очередной финансовый год, дотационный субъект РФ / МО вправе выполнять только те обязательства, которые были приняты до 01 января очередного года, и не вправе принимать на себя на этот год новые обязательства по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП.
Можно предположить, что закрепленное право, а не обязанность, дает публичному образованию возможность нарушить сроки исполнения обязательства по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП со ссылкой на превышение установленного Порога. Однако принятый Закон не предусматривает ни освобождение публичной стороны от исполнения принятых обязательств, ни от ответственности за такое нарушение.
Соответственно, Закон при буквальном толковании предполагает, что публичное образование в очередном финансовом году при превышении Порога не будет вправе принимать на себя дополнительные финансовые обязательства по концессионным соглашениям и (или) соглашениям о ГЧП, но сможет исполнять обязательства, которые были приняты до начала соответствующего года. И особенно следует отметить, что новые положения не лишают публичную сторону права заключать новые соглашения, если исполнение финансовых обязательств по соответствующим соглашениям запланировано на последующие периоды.
Дополнительно необходимо подчеркнуть, что, несмотря на наличие закрепленных в бюджете публичных образований расходных статей по заключенным концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП, частной стороне будет затруднительно (i) определить процентное соотношение текущих и планируемых объемов финансовых обязательств субъекта РФ / МО и (ii) оценить риски превышения публичной стороной Порога в год запланированной выплаты. В целях снижения рисков, связанных с нарушением публичной стороной ограничений и, соответственно, невозможности исполнения финансовых обязательств, рекомендуем в тексте концессионного соглашения или соглашения о ГЧП предусматривать (i) заверения публичной стороны о ее соответствии бюджетному законодательству и (ii) обязательство субъекта РФ / МО при формировании бюджета направлять частной стороне информацию об объеме финансовых обязательств на очередной финансовый год и плановый период.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
https://t.me/LegalRecipes[1] По состоянию на текущий финансовой год.
[2] Первоначальная редакция Закона устанавливала ограничения в отношении всех субъектов РФ муниципальных образований. В то же время, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2023 № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» на 2024 год и плановый период почти 70 субъектов РФ являются дотационными , уточненная редакция немногим скорректировала область его регулирования.
[3] Часть 7 статьи 85, часть 6 статьи 86 Бюджетный кодекс РФ (далее – «БК РФ»).
[4] Части 4 - 5 статьи 107 БК РФ.