Обзоры законодательства
14-й пакет санкций ЕС: новые разъяснения по ограничениям в сфере интеллектуальной собственности
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 06.11.2024
Ключевой IP-новеллой 14-го пакета санкций ЕС стал запрет российским компаниям и лицам регистрировать новые объекты интеллектуальной собственности в ЕС[1] .
Запрет вступил в силу 25 июля 2024 года, однако оставалось много вопросов, поэтому на официальном портале ЕС опубликованы разъяснения по ограничениям в сфере интеллектуальной собственности (далее – «Разъяснения»).
Наиболее важные разъяснения сводятся к следующим:
- Российские заявители могут продолжать использовать сервисы ВОИС для регистрации IP‑объектов в странах, не относящихся к ЕС;
- Ведомства ЕС не должны обрабатывать новые заявки от российских заявителей, а при регистрации товарных знаков по Мадридской системе – вынести предварительный отказ в регистрации;
- Ведомства ЕС не должны принимать любую корреспонденцию от российских заявителей по любым заявкам на регистрацию IP-объектов, в том числе оппозиции по заявкам третьих лиц;
- Ведомства ЕС могут приостановить рассмотрение заявок, поданных до начала ограничений, если это нужно, чтобы избежать отказов в регистрации;
- Подача заявок иностранной «дочкой» российской компании может рассматриваться как обход 14‑го пакета санкций ЕС.
Ниже представлена более подробная информация о каждом из значимых разъяснений.
1. РОССИЙСКИЕ ЗАЯВИТЕЛИ МОГУТ ПОДАВАТЬ В ВОИС ЗАЯВКИ, ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ IP‑ОБЪЕКТОВ В СТРАНАХ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ЕС
В обзоре 14-го пакета санкций ЕС мы указывали, что не ясно, каким образом действуют ограничения на заявки, поданные российскими заявителями в международное бюро всемирной организации по интеллектуальной собственности (МБ ВОИС) в отношении нескольких стран сразу, включая страны ЕС.
В ответе на вопрос 4 Разъяснений указывается, что такие международные заявки (в части стран, не относящихся к ЕС) пока не подпадают под ограничения 14-го пакета санкций ЕС, поскольку соответствующее ограничение пока еще не имплементировано в акты МБ ВОИС.
Таким образом, на данный момент при указании в заявлении на регистрацию товарного знака в рамках Мадридского протокола стран ЕС и, например, Китая, заявка может быть направлена на рассмотрение только в ведомство по интеллектуальной собственности Китая.
2. ВЕДОМСТВА ЕС НЕ ДОЛЖНЫ ОБРАБАТЫВАТЬ НОВЫЕ ЗАЯВКИ ОТ РОССИЙСКИХ ЗАЯВИТЕЛЕЙ
Ответы на вопросы 5 и 6 Разъяснений содержат конкретный порядок действий ведомств по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС[2] для исполнения 14-го пакета санкций:
- При регистрации в рамках национальных процедур ведомства не должны обрабатывать такие заявки, им не присваиваются номера делопроизводства. В целом такие заявки должны рассматриваться так, как будто они не были поданы.
- При регистрации в рамках международных процедур (например, регистрация товарного знака по Мадридской системе), ведомства должны вынести предварительный отказ в регистрации товарного знака, т.к. в случае игнорирования заявки в течение 12 или 18 месяцев заявка будет признана действующей на территории той или иной страны ЕС.
Таким образом, ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС не должны рассматривать заявки от российских заявителей и игнорировать их, а в том случае, если такое игнорирование может привести к регистрации объекта – выносить решения об отказе в регистрации.
3. ВЕДОМСТВА ЕС НЕ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ ОТ РОССИЙСКИХ ЗАЯВИТЕЛЕЙ ЛЮБЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РАССМАТРИВАЕМЫМ ЗАЯВКАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОППОЗИЦИИ
14-й пакет санкций ЕС устанавливает запрет на прием какой-либо корреспонденции (ходатайств, заявлений, пояснений) от российских заявителей. В Разъяснениях указывается, что это ограничение распространяется на любые заявки на регистрацию IP-объектов, в том числе третьих лиц.
Другими словами, в случае подачи российским физическим или юридическим лицом возражения против регистрации товарного знака другого лица (например, компании из ЕС), такое возражение не будет рассмотрено соответствующим ведомством ЕС по интеллектуальной собственности.
Таким образом, в настоящее время любая корреспонденция от российских заявителей по заявкам не будет приниматься во внимание ведомствами по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС.
Отмечаем, что ограничение распространяется только на заявки: заявления по уже ранее зарегистрированным объектам (например, о продлении товарных знаков) принимаются
и рассматриваются в стандартном режиме (ответ на вопрос 12 Разъяснений).
4. ВЕДОМСТВА ЕС МОГУТ ПРИОСТАНОВИТЬ РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВОК, ПОДАННЫХ ДО НАЧАЛА ОГРАНИЧЕНИЙ, ЕСЛИ ЭТО НУЖНО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОТКАЗОВ В РЕГИСТРАЦИИ
Поскольку 14-й пакет санкций не предусматривает переходный период, то с 25 июля 2024 года ведомства ЕС по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС не принимают ответы российских заявителей на запросы и уведомления экспертизы по заявкам, которые были поданы до вступления в силу ограничений.
В ответах на вопросы 8 и 11 Разъяснений указывается, что в такой ситуации ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС могут приостановить рассмотрение таких заявок на время действия санкций, особенно, когда такое приостановление необходимо, чтобы избежать отказа в регистрации.
В том случае, когда заявителем были выполнены все формальности для регистрации своего IP‑объекта до 25 июля 2024 года и не были получены никакие запросы, то делопроизводство по таким заявлениям должно быть завершено, и ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС должны вынести соответствующее решение.
5. ПОДАЧА ЗАЯВОК ИНОСТРАННОЙ «ДОЧКОЙ» РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ОБХОД 14-ГО ПАКЕТА САНКЦИЙ ЕС
В Разъяснениях указывается, что, несмотря на то что санкции не распространяются на граждан ЕС и европейские юридические лица, являющиеся дочерними или контролируемыми компаниями российских лиц, такие компании или лица не должны использоваться для обхода санкций ЕС. В качестве одного из примера обхода санкций приводится передача прав на заявку от российской компании к её дочерней компании в ЕС.
Если заявки, поданные европейским юридическим лицом или гражданином ЕС будут расценены как обходящие установленные ограничения, то ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС должны не принимать такие заявления, а также сообщить о такой заявке государственному органу, уполномоченному на соблюдение санкций в этой стране ЕС.
Так, юридические лица, являющиеся дочерними или контролируемыми компаниями российских лиц, могут подавать заявки на регистрацию IP-объектов в ЕС, только если такая регистрация осуществляется исключительно в интересах этой дочерней компании.
Таким образом, на наш взгляд, возможность подачи заявок на регистрацию IP-объектов в ЕС компаниями и лицами, связанными с Россией, будет оцениваться в каждом случае индивидуально, в зависимости от обстоятельств дела и регистрируемого объекта.
Следует отметить, что выше приведены наиболее важные, по мнению юристов CLS, разъяснения по применению 14-го пакета Санкций ЕС в отношении заявок на регистрацию IP-объектов российскими правообладателями. Мы рекомендуем ознакомиться с полным текстом Разъяснений, поскольку в них рассматриваются и иные вопросы, не связанные с регистрацией IP-объектов российскими заявителями.
Мы будем держать Вас в курсе дальнейшей практики применения 14-го пакета санкций ЕС.
Дополнительная информация
Данный обзор подготовлен командой практики интеллектуальной собственности CLS – руководителем практики Антониной Шишановй и юристом Виктором Калужским.
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
[1] Статья 5s Постановления Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года
[2] К таким ведомствам относятся национальные ведомства по интеллектуальной собственности стран-участниц ЕС (например, Австрийское патентное ведомство), Ведомство ЕС по интеллектуальной собственности (EUIPO) и Европейское патентное ведомство (European Patent Office).