Обзоры законодательства
От фирмы-однодневки до уголовного дела один шаг
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 26.11.2024
В минувшую субботу Президентом РФ был подписан законопроект[1], направленный на борьбу против использования схем с «бумажным» НДС и «фирм-однодневок».
Равно, как от любви до ненависти, теперь налогоплательщикам в связи с внесением поправок в уголовное законодательство от фирмы-однодневки до уголовного дела также останется лишь только шаг, поскольку принятые изменения вступят в законную силу по истечении 10 дней со дня подписания законопроекта Президентом РФ. Поэтому, как говорится, рекомендуем семь раз подумать и отказаться от любых налоговых схем, если вы ещё этого не сделали.
Ведение бизнеса с использованием «технических компаний» или, как их именуют в обиходе – «фирмами-однодневками», на сегодняшний день является одной из наиболее распространённых причин налоговых доначислений и применения санкций со стороны налоговых органов. Речь идет о фиктивных сделках, которые проходят исключительно «на бумаге», в то время как реальной хозяйственной операции в виде оплаты и поставки товаров между контрагентами не происходит.
В настоящий момент законодатель принял беспрецедентную попытку раз и навсегда защитить бюджет от недобросовестных налогоплательщиков, а также лиц, содействующих в уклонении от уплаты налогов. Вместе с нами предлагаем разобраться в нюансах нового уголовного состава.
Какие действия могут повлечь привлечение к ответственности?
Вступившие поправки вводят в Уголовный кодекс РФ новую статью 173.3 УК РФ, которая предусматривает самостоятельный состав преступления, заключающийся в организации деятельности по представлению в налоговые органы (или сбыту) заведомо подложных счетов-фактур или налоговых деклараций от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Частью второй статьи 173.3 УК РФ также установлены квалифицированные составы, которые предусматривают повышенную ответственность за совершение преступления: (1) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или (2) при извлечении дохода в особо крупном размере.
Таким образом, новый состав вводит уголовную ответственность для организаторов схем с «бумажным» НДС, то есть для лиц, которые занимаются предоставлением в налоговые органы либо продажей (сбытом) подложных счетов-фактур и деклараций, по которым в дальнейшем налогоплательщики могут получить неправомерное возмещение НДС и, как следствие, занизить налоговую базу.
Новый состав не вводит определение крупного и особо крупного размера, в связи с чем в данном случае будут применяться общие правила, предусмотренные примечанием к статье 170.2 УК РФ, согласно которому крупный размер равен 3,5 млн рублей, особо крупный размер – 13,5 млн рублей.
Какие могут быть последствия?
Общий состав преступления предусматривает ответственность от штрафа и принудительных работ до лишения свободы на срок до 4 лет; в случае наличия признаков квалифицированного состава ответственность может достигать лишения свободы на срок до 7 лет с назначением штрафа до 800 тыс. руб.
Примечательно, что новый состав вводит более строгую ответственность для организаторов схем, чем для лиц, которые пользуются соответствующими услугами, поскольку статья 199 УК РФ, устанавливающая ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) с организаций, одновременно предусматривает и менее строгое наказание, и более высокие лимиты привлечения к уголовной ответственности при определении крупного и особо крупного размера, что говорит о том, что законодатель квалифицирует действия, предусмотренные новым составом, как имеющие большую общественную опасность.
О чём стоит подумать?
Нельзя не отметить, что новый состав стал следствием довольно распространенных практик и схем уклонения от уплаты налогов, что позволяет прогнозировать, что состав будет пользоваться довольно большой популярностью (как минимум, в первое время).
Вместе с тем на практике могут возникать вопросы разграничения ответственности, предусмотренной статьей 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) с организаций, и нового состава с точки зрения риска привлечения к уголовной ответственности налогоплательщиков, не проявивших достаточной степени коммерческой осмотрительности в рамках обычной хозяйственной деятельности и ставших невольным звеном в цепочке транзакций, вследствие которых какие-либо третьи лица получили налоговую выгоду, а налогоплательщик получил подложные документы, которые были в последующем предоставлены в налоговые органы.
Поскольку не всегда, приобретая товар, покупатель знает о реальном поставщике, так как продавцу зачастую невыгодно раскрывать своих поставщиков и цену первоначальной закупки. Такая ситуация не носит исключительный характер, и это заставляет задуматься о том, какие риски могут возникать в таком случае для добросовестных налогоплательщиков.
В частности, могут ли их действия быть квалифицированы как совокупность преступлений, например, за уклонение от уплаты налогов и пособничество в организации деятельности по предоставлению в налоговые органы соответствующих документов? Данный вопрос особенно актуален в связи с тем, что на практике не всегда доначисления взыскиваются с «реальных» бенефициаров схем и довольно часто адресуются тем, кто обладает достаточными активами.
В связи с этим видится явная необходимость в разграничении указанных составов. Возможно, данный пробел будет устранен законодателем и/или правоприменителями позднее, поскольку постановка под удар уголовного преследования конечных покупателей (уже в ситуации наличия к ним претензий со стороны налоговых органов) не представляется обоснованным и допустимым и создаст скорее общую панику в обороте, нежели поднимет общий уровень осмотрительности и доверия его участников.
Дополнительная информация
Данный обзор подготовила команда налоговой практики CLS – руководитель налоговой практики Екатерина Смоловая, помощник юриста Светлана Горовцова.
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.