Обзоры законодательства
Объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, как новый объект в законе о концессионных соглашениях
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 26.12.2024
30 ноября 2024 года был подписан и опубликован Федеральный закон № 444, который предусматривает введение нового объекта концессионного соглашения – объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии (далее – «Изменения»).
Изменения вводят специальное регулирование в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – «Закон о КС») в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также вносят поправки в специальное для данного объекта законодательство.
Если обращаться непосредственно к анализу Изменений, то, во-первых, необходимо отметить, что до принятия нового регулирования объекты культурного наследия тоже являлись объектом концессионного соглашения, но квалифицировались как объекты культуры[1]. Теперь объекты культурного наследия в неудовлетворительном состоянии будут выделены в отдельную группу, что потенциально потребует дополнительного анализа состояния объекта на этапе формулирования объекта концессионного соглашения. На этапе реализации проекта необходимо учитывать, что в отношении данного объекта Изменениями был расширен перечень существенных условий концессионного соглашения с возложением на концессионера дополнительных обязательств, а также был уточнен перечень существенных нарушений. Повышенные требования будут применяться и в случае, если такой объект культурного наследия находится в составе иного объекта. При этом после окончания срока концессионного соглашения концессионер приобретает преимущественное право на выкуп объекта культурного наследия при соблюдении определенных условий[2].
Изменения вносят также поправки в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», где теперь предусматривается альтернативная возможность передачи федеральных объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии в аренду с инвестиционными обязательствами арендатора[3]. Данное регулирование не содержит каких-либо отсылочных норм к Закону о КС, более того указано, что такой договор будет заключаться по итогам аукциона, а не конкурса, в связи с чем на данный момент представляется, что такой договор аренды будет самостоятельным соглашением, нацеленным на сохранение объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Важно отметить, что Изменения также затронули и законодательство о ГЧП. Теперь, объектами соглашений о ГЧП не могут быть объекты культурного наследия, внесенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия, или выявленные объекты культурного наследия.
[1] Пункт 14 части 1 статьи 4 Закона о КС, пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2007 года № 90 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения».
[2] Пункт 2.1 статьи 30.2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
[3] Так в соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 указанного закона существенным условием договора аренды является обязанность арендатора провести работы по сохранению такого объекта культурного наследия.