Обзоры законодательства
Изменения в законодательство о концессионных соглашениях в сфере ЖКХ
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 06.03.2025
В РФ реализуется более 2 тыс. концессионных соглашений в сфере ЖКХ[1]. Вместе с тем, несмотря на многочисленность, такие концессионные проекты являются одними из самых «проблемных» (часто концессионные отношения фактически прикрывают арендные отношения, а лица, выступающие на стороне концессионера, неспособны исполнять свои обязательства по соглашению, что приводит к досрочному прекращению таких проектов).
В целях преодоления описанных выше проблем в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – «Закон о КС») внесены изменения, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Ключевым изменением является включение в Закон о КС прямого запрета на участие государственных (муниципальных) унитарных предприятий или бюджетных учреждений в качестве концессионеров в концессионных соглашениях (далее – «КС»). Данное ограничение вводится в Закон о КС в целях обеспечения участия на стороне концессионера только частных инвесторов, никак не связанных с концедентом, и привлечения в экономику внебюджетного финансирования. Следует отметить, что данный запрет распространяется в отношении всех КС, а не только в отношении КС в сфере ЖКХ.
Применительно к сфере ЖКХ изменениями вводятся «квалификационные» требования к будущему концессионеру. В частности, как инициатор проекта, так и участник конкурса на право заключения КС в сфере ЖКХ должен обладать опытом эксплуатации соответствующих объектов ЖКХ в зависимости от численности населения, которое будет обслуживаться таким концессионером в рамках исполнения КС.
Вдобавок уточняются процедурные аспекты проведения конкурса на право заключения КС в отношении объекта ЖКХ. Например, изменениями устанавливается предельный размер задатка или безотзывной банковской гарантии для участия в конкурсе, который будет составлять не более 5 % объема заявленных инвестиций в проекте КС. При этом, если участник конкурса отзовет свою заявку, концедент не вернет внесенную сумму задатка и (или) предъявит гаранту требования об осуществлении уплаты денежной суммы по безотзывной банковской гарантии. Потенциально данное требование поможет исключить участие в конкурсе недобросовестных участников рынка и привлечет только финансово стабильных и квалифицированных концессионеров, которые смогут надлежащим образом и в установленные сроки исполнить КС[2].
Кроме того, изменениями уточняется порядок исполнения обязательства концессионера по КС в сфере ЖКХ. В частности, увеличивается срок исполнения концессионером обязательства по обеспечению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество в составе объекта КС или иного имущества концедента с 1 до 3 лет с даты заключения КС. При этом ранее расходы концессионера на исполнение указанного обязательства подлежали учету в тарифах концессионера, и в Законе о КС отсутствовало прямое указание на то, что данные расходы могут компенсироваться концедентом. Теперь же концедент будет вправе компенсировать часть таких расходов концессионера за счет платы концедента, что позволит снизить тарифную нагрузку на потребителей[3].
Более того, изменениями устанавливаются требования к инвестиционной программе концессионера. Поскольку инвестиционная программа концессионера является ключевым документом для исполнения КС и утверждения тарифов концессионера, изменения прямо устанавливают право концедента требовать расторжения КС в случае неисполнения концессионером обязательства по разработке инвестиционной программы, и право концессионера требовать расторжения КС в случае, если концедентом и субъектом РФ не утверждена инвестиционная программа концессионера в течение 20 месяцев с даты заключения КС.
В заключение отметим, что внимание и контроль к КС в сфере ЖКХ растет с каждым годом, в связи с чем принятые изменения в Закон о КС могут оказаться не последними, и участников концессионных проектов в сфере ЖКХ потенциально могут ожидать и иные изменения концессионного законодательства.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
[1] По состоянию на 31 декабря 2023 года количество КС на стадии создания (реконструкции) объекта КС - 2 155 шт., количество КС на стадии эксплуатации объекта КС - 1 226 шт. (см. результаты мониторинга за 2023 год: https://economy.gov.ru/material/departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/monitoring_proektov_v_sfere_gchp/).
[2] См. пояснительную записку к законопроекту № 140808-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/140808-8?ysclid=m7agn7asj8637807117).
[3] См. пояснительную записку к законопроекту № 140808-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/140808-8?ysclid=m7agn7asj8637807117).