Обзоры законодательства

  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • ENG
  • РУС
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • ВЭД / Таможенное право
      • Валютное регулирование
      • Банковское и финансовое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкционный комплаенс
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Практика сопровождения международных проектов
      • Международное бизнес-структурирование и планирование
      • Международное налоговое и финансовое структурирование
      • Учреждение компаний в других юрисдикциях
      • Комплексное сопровождение операционной деятельности компании
      • Правовая поддержка по вопросам соблюдения санкций
      • Правовая поддержка по вопросам интеллектуальной собственности
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Команда
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • МОСКВА: +7(495) 970-1090
  • С-ПЕТЕРБУРГ: +7(812) 346-7990
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • ВЭД / Таможенное право
      • Валютное регулирование
      • Банковское и финансовое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкционный комплаенс
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Практика сопровождения международных проектов
      • Международное бизнес-структурирование и планирование
      • Международное налоговое и финансовое структурирование
      • Учреждение компаний в других юрисдикциях
      • Комплексное сопровождение операционной деятельности компании
      • Правовая поддержка по вопросам соблюдения санкций
      • Правовая поддержка по вопросам интеллектуальной собственности
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Команда
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Обзоры законодательства
  • Новые правила государственной аккредитации компаний в сфере IT: запрет на преобладающее иностранное участие

Обзоры законодательства

Информация и связи

Новые правила государственной аккредитации компаний в сфере IT: запрет на преобладающее иностранное участие

  • Автор: Дмитрий Чурин
  • Услуга: Корпоративное право / Слияния и поглощения
  • Дата: 25.04.2025

Правительство Российской Федерации разработало проект поправок к Постановлению Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (далее – «Постановление № 1729»), расширяющий и конкретизирующий перечень критериев, необходимых для получения и сохранения государственной аккредитации для компаний, осуществляющих деятельность в сфере ИТ-технологий.

В частности, в качестве одного из критериев проект изменений предусматривает, что владение, управление либо контроль прямо и (или) косвенно в отношении более чем 50% долей (акций) в уставном (складочном) капитале общества должны осуществляться российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации, за исключением публичных акционерных обществ. Отметим, что запрет преобладающего участия (более 50%) распространяется на все иностранные контролирующие лица (иностранные организации, иностранных граждан), вне зависимости от их принадлежности к так называемым «недружественным» государствам. Вступление в силу правил, предусмотренных проектом изменений к Постановлению № 1729, предполагается с 1 сентября 2025 года.

Как следует из пояснительной записки к проекту, целью введения поправок является необходимость поддержания темпов развития российской ИТ-отрасли в условиях внешнего санкционного давления, а также предоставления доступа к мерам государственной поддержки ИТ-отрасли отечественным организациям, занимающимся исследованиями и производством в области квантовых коммуникаций (помимо прочего, предлагаемый проект расширяет перечень кодов ОКВЭД, при осуществлении деятельности по которым организации вправе получить аккредитацию).

В текущей редакции проекта изменений к Постановлению № 1729 содержатся следующие критерии для получения аккредитации:

  1. Основным видом деятельности организации является деятельность в области информационных технологий и информационных услуг (перечень видов деятельности указан в Приложении №1 к Постановлению № 1729).
  2. Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц – работников организации, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам за последние 3 месяца последнего отчетного (расчетного) периода, срок представления которых истек на дату подачи заявления о предоставлении аккредитации, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации или среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована организация, за квартал, предшествующий указанному периоду.
  3. По итогам года, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении аккредитации, доля доходов от деятельности в области информационных технологий составляет более 30% всех доходов организации.
  4. Размещение информации на официальном сайте организации в сети «Интернет» о деятельности, осуществляемой этой организацией в области информационных технологий на русском языке.
  5. Организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений работников за предыдущий и текущий годы (если организация подает документы на получение аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована) и на период не менее 2 календарных лет после подачи заявления о предоставлении аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие.
  6. Владение, управление либо контроль прямо и (или) косвенно в отношении более чем 50% долей (акций) в уставном (складочном) капитале общества российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации (рассматриваемый выше критерий).

Отметим, что нарушения при раскрытии налоговой тайны ИТ-компаниями (v критерий), а также отсутствие информации о профильной деятельности на сайте ИТ-компании в сети «Интернет» (iv критерий) в настоящее время являются достаточно распространенными основаниями для аннулирования аккредитации[1].

В случае вступления в силу обновленных правил, предлагаемых проектом изменений к Постановлению № 1729, негативное влияние может распространиться и на компании, уже получившие аккредитацию и подтвердившие ее до 01 июня текущего года в установленном порядке.

Согласно положениям Постановления № 1729, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) вправе не чаще 1 раза в год по собственной инициативе проводить внеплановые проверки компаний, получивших аккредитацию, на предмет соответствия действующим требованиям.

В пояснительной записке к проекту изменений к Постановлению № 1729 также дополнительно указывается, что одним из критериев для проведения внеплановой проверки после введения новых правил будет являться проверка на предмет отсутствия иностранного участия. В случае обнаружения несоответствия установленным требованиям аккредитация может быть аннулирована. Согласно проекту изменений, повторное заявление о предоставлении государственной регистрации может быть подано не ранее чем через 3 (три) месяца со дня аннулирования аккредитации.

Следовательно, после вступления проекта изменений к Постановлению № 1729 в силу мы не можем исключать возможность проведения массовых внеплановых проверок со стороны уполномоченного органа на предмет соответствия обновленным критериям.

При этом отмечаем, что проект изменений находится на этапе подготовки к публичным консультациям, и в его положения могут быть внесены дополнительные изменения, в частности, возможны корректировки, касающиеся переходного периода, чтобы компании могли провести реструктуризацию своих активов для соответствия новым требованиям. Однако отмечаем, что действующая версия проекта изменений не содержит положений о переходном периоде.

На основании вышеизложенного, инициированные поправки к Постановлению № 1729 отражают курс на приоритет национального владения и контроля в стратегически значимых для экономики отраслях, таких как сфера ИТ-технологий. Компании с иностранным участием, осуществляющие деятельность в сегментах, получающих государственную поддержку, должны заранее подготовиться к новым требованиям, чтобы избежать утраты статуса аккредитованной организации.

В случае необходимости мы будем рады поделиться нашим профессиональным опытом в сфере реструктуризации корпоративных активов и предложить наиболее оптимальную структуру владения для ИТ-компаний, желающих сохранить аккредитацию.

 

Данный обзор подготовлен юристами корпоративной практики CLS – Ириной Кочеровой и Анастасией Горбуновой.

 

Дополнительная информация

По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.

Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.

https://www.cls.ru/

https://t.me/LegalRecipes

 

 

 



[1] При этом если будет установлено, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для аннулирования аккредитации, соответствующее решение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке (например, см.  дела А40-75791/2023, А40-96175/2023).


  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • Главная
  • Услуги
  • Проекты
  • Команда
  • Карта сайта
© 2025 ООО "КЛС". Все права защищены
Правовая информация