Обзоры законодательства
Новые правила государственной аккредитации компаний в сфере IT: запрет на преобладающее иностранное участие
- Автор: Дмитрий Чурин
- Услуга: Корпоративное право / Слияния и поглощения
- Дата: 25.04.2025
Правительство Российской Федерации разработало проект поправок к Постановлению Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (далее – «Постановление № 1729»), расширяющий и конкретизирующий перечень критериев, необходимых для получения и сохранения государственной аккредитации для компаний, осуществляющих деятельность в сфере ИТ-технологий.
В частности, в качестве одного из критериев проект изменений предусматривает, что владение, управление либо контроль прямо и (или) косвенно в отношении более чем 50% долей (акций) в уставном (складочном) капитале общества должны осуществляться российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации, за исключением публичных акционерных обществ. Отметим, что запрет преобладающего участия (более 50%) распространяется на все иностранные контролирующие лица (иностранные организации, иностранных граждан), вне зависимости от их принадлежности к так называемым «недружественным» государствам. Вступление в силу правил, предусмотренных проектом изменений к Постановлению № 1729, предполагается с 1 сентября 2025 года.
Как следует из пояснительной записки к проекту, целью введения поправок является необходимость поддержания темпов развития российской ИТ-отрасли в условиях внешнего санкционного давления, а также предоставления доступа к мерам государственной поддержки ИТ-отрасли отечественным организациям, занимающимся исследованиями и производством в области квантовых коммуникаций (помимо прочего, предлагаемый проект расширяет перечень кодов ОКВЭД, при осуществлении деятельности по которым организации вправе получить аккредитацию).
В текущей редакции проекта изменений к Постановлению № 1729 содержатся следующие критерии для получения аккредитации:
- Основным видом деятельности организации является деятельность в области информационных технологий и информационных услуг (перечень видов деятельности указан в Приложении №1 к Постановлению № 1729).
- Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц – работников организации, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам за последние 3 месяца последнего отчетного (расчетного) периода, срок представления которых истек на дату подачи заявления о предоставлении аккредитации, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в Российской Федерации или среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована организация, за квартал, предшествующий указанному периоду.
- По итогам года, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении аккредитации, доля доходов от деятельности в области информационных технологий составляет более 30% всех доходов организации.
- Размещение информации на официальном сайте организации в сети «Интернет» о деятельности, осуществляемой этой организацией в области информационных технологий на русском языке.
- Организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений работников за предыдущий и текущий годы (если организация подает документы на получение аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована) и на период не менее 2 календарных лет после подачи заявления о предоставлении аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие.
- Владение, управление либо контроль прямо и (или) косвенно в отношении более чем 50% долей (акций) в уставном (складочном) капитале общества российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации (рассматриваемый выше критерий).
Отметим, что нарушения при раскрытии налоговой тайны ИТ-компаниями (v критерий), а также отсутствие информации о профильной деятельности на сайте ИТ-компании в сети «Интернет» (iv критерий) в настоящее время являются достаточно распространенными основаниями для аннулирования аккредитации[1].
В случае вступления в силу обновленных правил, предлагаемых проектом изменений к Постановлению № 1729, негативное влияние может распространиться и на компании, уже получившие аккредитацию и подтвердившие ее до 01 июня текущего года в установленном порядке.
Согласно положениям Постановления № 1729, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) вправе не чаще 1 раза в год по собственной инициативе проводить внеплановые проверки компаний, получивших аккредитацию, на предмет соответствия действующим требованиям.
В пояснительной записке к проекту изменений к Постановлению № 1729 также дополнительно указывается, что одним из критериев для проведения внеплановой проверки после введения новых правил будет являться проверка на предмет отсутствия иностранного участия. В случае обнаружения несоответствия установленным требованиям аккредитация может быть аннулирована. Согласно проекту изменений, повторное заявление о предоставлении государственной регистрации может быть подано не ранее чем через 3 (три) месяца со дня аннулирования аккредитации.
Следовательно, после вступления проекта изменений к Постановлению № 1729 в силу мы не можем исключать возможность проведения массовых внеплановых проверок со стороны уполномоченного органа на предмет соответствия обновленным критериям.
При этом отмечаем, что проект изменений находится на этапе подготовки к публичным консультациям, и в его положения могут быть внесены дополнительные изменения, в частности, возможны корректировки, касающиеся переходного периода, чтобы компании могли провести реструктуризацию своих активов для соответствия новым требованиям. Однако отмечаем, что действующая версия проекта изменений не содержит положений о переходном периоде.
На основании вышеизложенного, инициированные поправки к Постановлению № 1729 отражают курс на приоритет национального владения и контроля в стратегически значимых для экономики отраслях, таких как сфера ИТ-технологий. Компании с иностранным участием, осуществляющие деятельность в сегментах, получающих государственную поддержку, должны заранее подготовиться к новым требованиям, чтобы избежать утраты статуса аккредитованной организации.
В случае необходимости мы будем рады поделиться нашим профессиональным опытом в сфере реструктуризации корпоративных активов и предложить наиболее оптимальную структуру владения для ИТ-компаний, желающих сохранить аккредитацию.
Данный обзор подготовлен юристами корпоративной практики CLS – Ириной Кочеровой и Анастасией Горбуновой.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться в один из офисов CLS в Москве или Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам CLS и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
[1] При этом если будет установлено, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для аннулирования аккредитации, соответствующее решение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке (например, см. дела А40-75791/2023, А40-96175/2023).