Обзоры законодательства
«Четвертый антимонопольный пакет» – опасения и перспективы…
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 21.10.2013
В настоящее время представителями бизнес-сообщества и заинтересованными органами власти широко обсуждается так называемый «четвертый антимонопольный пакет» – ряд поправок в антимонопольное законодательство, разработанный Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – «ФАС России»).
В целом хотелось бы отметить, что проект поправок предлагает существенное сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка, а также снижение административной нагрузки на бизнес.
Как заявлено ФАС России, поправки «четвертого антимонопольного пакета» состоят из двух частей:
-
Поправки, которые не вошли в «третий антимонопольный пакет» законов, и то, что потребовало дополнительного согласования с органами власти и бизнесом;
-
Предложения бизнеса.
В частности, в Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» предполагается внесение следующих изменений:
-
Полный отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации;
-
Исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением к хозяйствующим субъектам в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов отдельных лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и не приводящих к ограничению конкуренции на рынке в целом;
-
Ограничение возможности создания государственных и муниципальных предприятий;
-
Существенно расширяется институт предупреждения: подавляющее большинство дел о злоупотреблении доминирующем положением и недобросовестной конкуренции не может быть возбуждено ФАС России без направления предупреждения. При исполнении предупреждения в срок лицо не подлежит ответственности;
-
Предусматривается формирование президиума ФАС России, который будет выполнять роль апелляционной службы внутри ведомства.
-
Регламентируется порядок выдачи предписаний, в том числе предписаний об опубликовании правил торговой практики, ограничивая перечень условий, подлежащих включению в такие предписания. В настоящее время ФАС России определяет такие условия по своему усмотрению;
-
Не допускается признание доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке составляет менее чем 35 %;
-
Исключение требования ФАС России к торгам частных компаний. Антимонопольные требования должны распространяться только на те торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ;
-
Конкретизируется порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Антимонопольные требования распространяются только на обращение товара, а не на объекты интеллектуальной собственности;
-
Предусматривается возможность признания допустимыми соглашений о совместной деятельности и определятся порядок нотификации таких соглашений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что наиболее резкой критике со стороны предпринимательского сообщества подвергается усиление контроля за сделками внутри групп компаний, а также требование формировать и опубликовывать свои торговые политики.
Представляется, что данные опасения не лишены оснований, поскольку данные требования могут сопровождаться раскрытием информации, составляющей коммерческую тайну компаний.
Однако, по нашему мнению, принятие данных поправок вряд ли повлияет каким-либо существенным образом на деятельность компаний, строго соблюдающих антимонопольное законодательство.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Наталье Россихиной в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Ирина Акимова Москва |
Наталья Россихина Москва |