Обзоры законодательства
«Единый закон» в сфере государственной регистрации недвижимости: позволит ли он повысить эффективность государственной регистрационной системы?
- Автор: Елена Степанова
- Услуги: Недвижимость и строительство, Коммерческая недвижимость
- Дата: 18.08.2015
На протяжении многих лет профильными ведомствами прорабатывались вопросы создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости.
Так, еще в 2009 году Минэкономразвития России были разработаны Концепция создания указанной единой системы, план реализации мероприятий по ее созданию, а также план подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы.
В 2012 году Правительством РФ была утверждена «дорожная карта», предусматривающая план мероприятий, нацеленных на повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также государственной регистрации прав на него и сделок с ним.
Одними из важнейших задач долгосрочного развития государственной регистрационной системы были определены: повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде, снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов).
В развитие данной идеи 13 июля 2015 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ (далее – «Закон»), который, по мнению разработчиков, призван «повысить эффективность функционирования государственной регистрационной системы, уровень гарантий прав при проведении государственной регистрации, что будет способствовать снижению рисков инвестирования в объекты недвижимости, ускорению экономического оборота недвижимости».
Что нового предусматривается Законом?
> Создание единой государственной информационной системы в сфере недвижимости
Подлежит созданию Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), представляющий собой единый свод систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом сведений.
В состав ЕГРН войдут: кадастр недвижимости, реестр прав на недвижимое имущество, реестр границ зон с особыми условиями использования территорий и т.п., а также реестровые дела, кадастровые карты и книги учета документов.
Реестры ЕГРН, кадастровые карты и книги учета документов будут вестись исключительно в электронной форме.
> Введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости
Законом предусмотрена возможность одновременного осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в частности, в связи с: созданием объекта недвижимости; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН; образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации.
> Сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество
Осуществление государственной регистрации прав с даты приема заявления органом регистрации прав или многофункциональным центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее – «МФЦ») составит семь или девять рабочих дней, соответственно. При этом осуществление государственного кадастрового учета с даты приема заявления органом регистрации прав или МФЦ займет, соответственно, пять или семь рабочих дней. В настоящее время осуществление указанных процедур занимает десять рабочих дней, а в случае подачи заявления через МФЦ - срок ожидания результата может серьезно увеличиться.
> Внесение сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений: об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в них, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента; об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую; о результатах проведения государственного земельного надзора, а также по многим другим случаям.
Закон предусматривает многие иные положения, направленные на комплексное урегулирование вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также кадастрового учета недвижимого имущества, среди прочего, уточняет пределы правовой экспертизы при государственной регистрации прав, а также пределы ответственности органа государственной регистрации прав.
Закон вступит в силу с 01 января 2017 года, за исключением ряда положений, которые вступят в действие только с 01 января 2020 года.
![]() |
Елена Степанова
Москва estepanova@cls.ru |
|
Рената Плохушко
Москва |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Елене Степановой или Ренате Плохушко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.