Обзоры законодательства
ФАС России планирует внести изменения в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 03.11.2016
ФАС России разработан проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями» (далее – «Общие исключения»), который сейчас находится на стадии публичного обсуждения.
Напомним, что согласно Закону о защите конкуренции в отдельных случаях Правительство Российской Федерации вправе определять исключения в отношении соглашений, формально подпадающих под запреты, установленные антимонопольным законодательством1. В частности, подобные исключения были установлены в отношении соглашений между банками и страховщиками.
Согласно проекту изменений, разработанному антимонопольным ведомством, планируется скорректировать Общие исключения следующим образом:
1. Предоставить кредитным организациям, помимо уже существующего права на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, право оценивать деятельность страховых организаций в сфере осуществления страховых выплат и получать информацию о бенефициарных владельцах страховых организаций. Изменения в части получения информации о бенефициарных владельцах в целом коррелируется с изменениями в законодательство о раскрытии бенефициаров юридическими лицами, о которых мы подробно рассказывали здесь.
2. Предлагается внести дополнительный критерий оценки страховой организации - количественный и штатный состав работников страховщика.
3. Уточнить порядок предоставления сведений и документов, которые страховая организация должна представить в банк. В частности, страховым компаниям более не потребуется предоставлять кредитным организациям актуальные документы и сведения, размещенные на их сайтах и на сайте Центрального банка.
[1] Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
4. Уточнить особенности процедуры подтверждения соответствия страховых компаний требованиям кредитных организаций, в частности:
- Установить четкий срок предоставления сведений и документов со стороны страховой организации - не более 10 рабочих дней со дня поступления запроса;
- Снизить срок рассмотрения документов, представленных страховой организацией для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям, с 60 до 45 рабочих дней со дня поступления всех необходимых сведений и документов;
При этом в случае направления мотивированного ответа о несоответствии страховщика указанным требованиям, банк обязан будет указать каким конкретным требованиям не соответствует страховщик.
- Изъять из требований к порядку кредитной организации по формированию перечня страховщиков, отвечающих требованиям и условиям предоставления страховой услуги, необходимость наличия оснований для включения и исключения страховой организации из указанного перечня.
Однако при этом банки будут должны отдельно регламентировать:
- проведение процедуры подтверждения соответствия страховой организации необходимым требованиям, периодичности проведения такой процедуры, порядок и сроки информирования страховой организации о ее соответствии требованиям;
- исчерпывающий перечень сведений и документов, необходимых для подтверждения соответствия требованиям (напомним, что в существующей редакции речь идет о документах необходимых для проверки соответствия требованиям);
- порядок и сроки исключения страховой организации из перечня страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации;
- порядок внесения изменений в требования к страховщикам и возможная периодичность внесения таких изменений.
Кроме того, страховщики не должны быть ограничены в отношении сроков подачи документов для повторного прохождения проверки на соответствие требованиям.
5. Общие исключения должны утратить силу в мае 2017 года. ФАС России планирует продлить их действие в новой редакции еще на 5 лет до 2022 года.
Ожидается, что данные изменения и предлагаемые меры будут способствовать прозрачности аккредитации страховщиков кредитными организациями, и честной конкуренции между страховщиками за продажи своих услуг заемщикам банков.
Безусловно, предлагаемые изменения потребуют определенной работы по изменению внутренних документов кредитных организаций. Кроме того, как банки, так и страховщики должны будут скорректировать свои внутренние процедуры, связанные с заключением соглашений друг с другом.
Напомним, что на данном этапе в отношении текста проекта Постановления проводятся публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза.
![]() |
Ирина Акимова
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
|
Дмитрий Гавриленко
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Мы также можем предоставить Вам перевод данного обзора на английский язык, выполненный отделом переводов Capital Legal Services. Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу marketing@cls.ru.
www.facebook.com/capitallegalservices
www.linkedin.com/company/1508958