Обзоры законодательства
«Интеллектуальные среды»: можно ли получить монополию на общеупотребимое слово?
- Услуги: Реклама / Маркетинг / Спонсорство, Интеллектуальная собственность
- Дата: 02.10.2019
Когда и на каком основании конкурент может оспорить регистрацию названия вашей компании в качестве товарного знака? И как сохранить свой товарный знак, когда конкурент очень хочет отменить его регистрацию? Материал и разбор кейса подготовили эксперты практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Елена Бергер и Владислав Щербатых.
Недавний спор Familia и Offprice вызвал немало обсуждения, суть сводилась к следующему: Offprice зарегистрировал свое название в качестве товарного знака. Familia, которая занимается примерно тем же бизнесом, что и Offprice (продажей товаров со скидками), попыталась оспорить регистрацию этого товарного знака сперва в Палате по патентным спорам, а впоследствии и в Суде по интеллектуальным правам. На чем Familia основывала свои требования?
Российское законодательство позволяет регистрировать в качестве товарного знака далеко не любые обозначения. Одно из ограничений – нельзя зарегистрировать обозначение, которое характеризует товары или услуги, для которых оно заявляется на регистрацию. Условно, по общему правилу нельзя зарегистрировать как товарный знак такие слова, как «натуральный» или «полезный».
В чём цель такого запрета? Дело в том, что товарный знак даёт его правообладателю исключительное право – разрешать или запрещать использовать то, что зарегистрировано в качестве товарного знака, может только сам правообладатель. Иными словами, закон даёт правообладателю «монополию» на какое-либо слово, изображение, логотип и т.д. (в отношении определенных товаров и услуг).
Очевидно, что есть «монополизировать» то, что характеризует товар, нельзя, иначе это приведет к совершенно абсурдным последствиям – никто не сможет использовать слово «натуральный» на упаковке своего товара, не попросив разрешения у его правообладателя. Это крайне ограничит конкуренцию. Причем плохо в этой ситуации не только предпринимателям, но и потребителям – как донести до них информацию о значимых качествах товара, если использование слов, обозначающих эти качества, запрещают их правообладатели?
Это одна из основных причин запрета на регистрацию характеристик товаров в качестве товарных знаков – характеристики товаров должны быть доступны для использования всеми. Казалось бы, запрет совершенно понятен, и никаких проблем с его применением быть не должно. Но выше мы рассмотрели простые, незамысловатые примеры – на практике обычно всё куда более неоднозначно.
Дело Familia против Offprice – яркий тому пример. Familia утверждала, что слово «OFFPRICE» – это вполне конкретная характеристика услуг. Любой потребитель, увидев её, понимает, что речь идёт о магазине, продающем товары со скидками. Поэтому давать одному лицу монополию на использование этой характеристики нельзя, любой должен быть вправе указать на вывеске своего магазина слово «OFFPRICE». Сам же Offprice эти доводы отрицал – по мнению компании, большинству потребителей в РФ значение слова «OFFPRICE» непонятно, значит, считать это слово характеристикой нельзя, и оно вполне может быть товарным знаком.
Каждая из сторон представила множество доказательств того, как российский потребитель понимает (или не понимает) значение слова «OFFPRICE». Роспатент, а за ним и Суд по интеллектуальным правам, пришли к тому, что российские потребители в большинстве своём не понимают конкретного смысла этого слова и не связывают его с характеристикой услуг. Правовая охрана товарных знаков «OFFPRICE» была сохранена.
Зачастую непросто понять, является ли какое-либо слово характеристикой товара. Это должно предрешаться тем, как потребители воспринимают то или иное слово, возникает ли у них ассоциация с какой-то конкретной характеристикой. Именно поэтому в подобных спорах всё решают доказательства восприятия обозначения потребителями – соцопросы, маркетинговые исследования и т.д. Если всё-таки будет доказано, что обозначение воспринимается как характеристика товара, получить на него монополию, зарегистрировав как товарный знак на свое имя, нельзя, что вполне объяснимо и логично.