Обзоры законодательства
Изменения антимонопольного законодательства в части уголовной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 05.02.2015
Государственной Думой 30 января 2015 года во втором чтении принят законопроект №260190-6 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части уточнения критериев ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции)», предусматривающий изменения в части состава преступления, предусмотренного данной статьей.
Предлагаем Вашему вниманию обзор изменений, которые данный законопроект вносит в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Изменено наименование статьи
В действующей редакции статья 178 Уголовного кодекса именуется как «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Законопроект предусматривает изменение наименования на «Ограничение конкуренции».
Изменение состава преступления, ответственность за которое предусмотрена 178 статьей Уголовного кодекса
Действующая редакция указанной статьи предусматривает ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.
В предлагаемой законопроектом редакции состав преступления указан как ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
Однако стоит отметить, что состав данного уголовного преступления значительно сужается и из него исключается неоднократное злоупотребление доминирующим положением, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, а также ограничение доступа на рынок.
В связи с этим законопроект также исключает примечание 4 из статьи 178, устанавливающее, что неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.
Кроме того, указанные изменения носят и юридико-технический характер и направлены на устранение возможности толкования статьи 178 как предусматривающей ответственность не за картельный сговор сам по себе, а за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в форме сговора или злоупотребления.
Изменение размера полученного дохода и причинённого ущерба
В примечаниях 1 и 2 к статье предусмотрены изменения размера крупного дохода с 5 миллионов до 50 миллионов рублей и особо крупного дохода с 25 миллионов до 250 миллионов рублей. Размер крупного ущерба также предлагается изменить с 1 миллиона до 10 миллионов рублей и особо крупного с 3 миллионов до 30 миллионов рублей.
Освобождение от ответственности лица, первым сообщившим о преступлении
Новеллой статьи также является и освобождение от ответственности лица, которое первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, а не только способствовало раскрытию преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред.
Необходимо отметить, что в настоящее время в России действует программа смягчения административной ответственности за участие в картельном соглашении в соответствии с примечанием 1 к статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях (Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности).
Тем не менее, освобождение компании от административной ответственности за участие в картеле не означает автоматического освобождения от уголовной ответственности ее должностных лиц.
Данная коллизия негативно сказывается на раскрываемости картелей в России. Наличие уголовной ответственности даже при условии освобождения от административной ответственности никак не мотивирует компании и их руководителей раскрывать информацию о существовании картеля антимонопольному органу.
Указанная проблема решается вносимыми законопроектом поправками.
Необходимо отметить, что все рассмотренные изменения в уголовное законодательство направлены на снижение давления как на малый бизнес, так и на крупных участников рынка и, по-видимому, являются частью запланированной ФАС России работы по либерализации антимонопольного законодательства.
Законопроект, предусматривающий данные изменения, будет рассмотрен Государственной Думой в третьем чтении, и в случае одобрения депутатами передан в Совет Федерации, а затем направлен Президенту России для подписания и опубликования.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
![]() |
Ирина Акимова Москва |
|
Дмитрий Гавриленко Москва |