Обзоры законодательства
Изменения в области регулирования проведения специальной оценки условий труда
- Услуга: Трудовое право
- Дата: 30.05.2016
Законодатель продолжает совершенствовать процедуру проведения специальной оценки условий труда (далее – «Спецоценка»).
Так, весна 2016 года ознаменовалась внесением изменений требования законодательства к проведению Спецоценки (Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (далее – «Закон № 136-ФЗ»), а также изданием письма Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2016 года № 15‑1/ООГ-1041 (далее – «Разъяснения Минтруда»).
Предлагаем Вашему вниманию наиболее важные и интересные изменения в отношении порядка проведения Спецоценки.
I. Разъяснения Минтруда
Минтруд разъяснил, что поскольку при отсутствии работника штатные производственные процессы на таком рабочем месте не осуществляются, на вакантном рабочем месте Спецоценка не может быть проведена.
II. Закон № 136-ФЗ
1. При проведении Спецоценки работодателям необходимо учитывать мнение работников.
Данная обязанность теперь должна реализовываться еще и путем обязательного предоставления работодателем организации, проводящей Спецоценку, сведений о предложениях работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных (которые могут привести к заболеванию работника) или опасных (которые могут привести к травме работника) факторов производственной среды и трудового процесса (далее – «Вредные факторы»).
2. Работодатель обязан уведомлять организацию, проводившую Спецоценку, об утверждении отчета о проведении Спецоценки.
Так, после проведения Спецоценки, организация, проводившая Спецоценку, составляет отчет, который должен быть утвержден Председателем комиссии по проведению Спецоценки. После этого, копия такого отчета в течении трех рабочих дней направляется организации, проводившей Спецоценку.
Отдельно отметим, что Законом № 136-ФЗ введены положения, способствующие сохранению государственной или иной охраняемой законом тайны, в том числе персональных данных при исполнении работодателем данной обязанности.
3. В декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – «Декларация») теперь также указываются рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением указанных законом).
Напомним, что ранее в Декларации необходимо было указывать только те рабочие места, на которых Вредные факторы не выявлены.
Обращаем Ваше внимание, что в отношении рабочих мест, условия труда на которых по состоянию на 1 мая 2016 года признаны оптимальными или допустимыми (кроме указанных законом рабочих мест), работодатель должен подать уточненную декларацию, включив в нее данные рабочие места.
4. Расширен перечень случаев, при которых Декларация прекращает свое действие и назначается внеплановая Спецоценка.
Теперь к таким случаям также относится выявление нарушений государственных нормативных требований охраны труда в отношении работника или на его рабочем месте.
Отметим, что согласно изменениям, вводимым Законом №136-ФЗ, внеплановая Спецоценка не является обязательной в случаях:
- реорганизации работодателя - юридического лица;
- изменения наименования рабочего места, которое не повлекло наступление оснований для проведения внеплановой Спецоценки.
При этом решение о непроведении внеплановой Спецоценки должно быть обязательно принято комиссией по проведению Спецоценки.
5. В некоторых случаях срок проведения внеплановой Спецоценки теперь составляет не 6, а 12 месяцев.
В соответствии с внесёнными в закон изменениями, максимальный срок проведения внеплановой Спецоценки теперь составляет на 6, а 12 месяцев в следующих случаях:
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия Вредных факторов на работников.
Важно отметить, что законодатель продолжает работу над нормативно-правовыми актами, регулирующими проведение Спецоценки. По данной причине, работодателям рекомендуется регулярно отслеживать вносимые в закон изменения.
1 июля 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – «Закон № 122-ФЗ»), устанавливающий порядок применения профессиональных стандартов.
Напомним, что в соответствии с действующей редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – «ТК РФ») под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
С 1 июля 2016 года применение профессиональных стандартов при определении наименований должности, а также требований к квалификации работника станет обязательным для работодателей в случае, если:
1. в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по соответствующим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ); и/или
2. такие требования к квалификации работника прямо установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).
В других случаях требования, предусмотренные профессиональными стандартами, продолжат носить рекомендательный характер.
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов, с которым можно ознакомиться по ссылкам: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov или http://vet-bc.ru/node/452. При этом, к настоящему моменту не для всех должностей уже установлены профессиональные стандарты. В связи с чем, работодателям, для которых применение профессиональных стандартов будет обязательным, рекомендуется отслеживать процесс их разработки по соответствующим должностям, а также участвовать в общественном обсуждении профессиональных стандартов на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru.
Anastasia Fomicheva
|
Additional notes
Should any questions arise in connection with the above or if you need any additional materials, please contact Anastasia Fomicheva St. Petersburg Office of Capital Legal Services.
This Information letter keeps the clients of Capital Legal Services and other interested parties abreast of information that may, to any extent, affect their activity or cater to their particular interests. The opinions and commentaries expressed in this information letter shall not be deemed as legal opinions and do not cancel the need to obtain legal advice or legal opinion on separate issues.