Обзоры законодательства
Изменения в законодательстве о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости
- Автор: Елена Степанова
- Услуги: Коммерческая недвижимость , Недвижимость и строительство
- Дата: 03.10.2013
03 октября 2013 года на заседании Правительства РФ была утверждена федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, 2014–2019 годы», подготовленная Министерством экономического развития РФ (далее – «Программа»).
В качестве основных задач Программы названы: объединение Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) в единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН); повышение качества данных информационных ресурсов Росреестра для перехода к единому налогу на недвижимость; обеспечение перевода услуг в режим «одного окна»; снижение сроков государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также переход к оценке гражданами качества услуг.
Отметим, что ряд мер, направленных на оптимизацию условий предоставления потребителю государственных услуг в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на него, уже предпринят.
Так, 01 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (далее - «Закон»).
Закон принят в свете реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденной Правительством РФ 01 декабря 2012 года.
Закон вносит значимые изменения в порядок и процедуры государственной регистрации прав и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, а также предоставляет гражданам и юридическим лицам дополнительные инструменты по защите прав собственности.
Среди прочих изменений Закон предусматривает, в частности:
1. Сокращение сроков
Общий срок государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости сокращен с 20 до 18 календарных дней.
2. Упрощение процедуры регистрации
i) Предоставлена возможность подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в форме электронных документов с использованием сети «Интернет».
Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для регистрации документы теперь можно подать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью заявителя. Такое заявление представляется в регистрирующий орган путем заполнения формы заявления, размещенной на портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети «Интернет».
ii) Для государственной регистрации прав теперь не требуется предоставлять документ об уплате государственной пошлины. Заявитель вправе представить его только по собственной инициативе.
Однако следует учитывать, что если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и при этом документ об уплате пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для регистрации прав, не будут приняты к рассмотрению.
3. Запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права
Установлены возможность и порядок внесения в ЕГРП записи о наличии у предыдущего правообладателя недвижимости возражений в отношении зарегистрированного права на его объект. Такая информация должна отражаться в выписке из ЕГРП об объекте недвижимости. Данная мера нацелена на повышение уровня защиты участников сделок с недвижимым имуществом.
4. Запись о невозможности регистрации без личного участия
Собственник недвижимого имущества теперь вправе заявить о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без его личного участия.
Наличие такой записи в ЕГРП является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на проведение регистрационных действий в отношении соответствующего объекта недвижимости. Данное нововведение, по мнению разработчиков Закона, призвано снизить число мошеннических операций с недвижимым имуществом, реализуемых через посредников.
5. Электронная форма результата кадастровых работ
Межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования, являющиеся результатом работ кадастровых инженеров, направляются в орган кадастрового учета теперь только в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Ряд предусмотренных Законом нововведений будет реализован после издания Министерством экономического развития РФ дополнительных правовых актов, а также проработки технических и процедурных моментов.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Елене Степановой в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
![]() |
Елена Степанова Москва |