Обзоры законодательства
Изменился порядок изъятия объектов недвижимости в «новой Москве»
- Автор: Елена Степанова
- Услуга: Недвижимость и строительство
- Дата: 19.04.2013
19 апреля, вступил в силу Федеральный закон №43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).
По аналогии с особым законодательством, принятым для обеспечения своевременной подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 году Закон вводит специальный порядок изъятия недвижимого имущества для нужд развития инфраструктуры на территории недавно присоединенных к Москве территорий Московской области. Закон наделяет органы исполнительной власти г. Москвы всеми полномочиями по распоряжению земельными участками, необходимыми для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, в том числе полномочиями по резервированию, изъятию для федеральных нужд, предоставлению таких участков для размещения объектов.
Кроме того, вносятся изменения в порядок подготовки документации по планировке территории – отменяется требование о проведении публичных слушаний, а также устанавливается трехмесячный срок для судебного оспаривания такой документации. По сравнению с действующим федеральным законодательством установлен более подробный и расширенный порядок установления сервитутов на объекты недвижимости. При этом такие сервитуты могут устанавливаться как на неопределенный срок, в целях эксплуатации объектов, так и на период строительства, например для «складирования строительных материалов». Устанавливается также особый, ускоренный, порядок регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета при оформлении операций по изъятию недвижимого имущества – вместо привычных сроков в один месяц и двадцать рабочих дней, соответственно, такая регистрация или кадастровый учет должны быть осуществлены за пять рабочих дней.
Однако, пожалуй, наиболее важное новшество заключается в установлении ускоренной и упрощенной процедуры изъятия объектов недвижимости у собственников и иных правообладателей. При подготовке решения об изъятии недвижимости уполномоченный орган самостоятельно обязан запросить всю необходимую информацию о правообладателях изымаемых объектов у лиц, располагающих ею. При этом Закон отводит на сбор и получение такой информации только два месяца. В связи с этим в группу повышенного риска попадают правообладатели, права которых на имущество не оформлены должным образом, поскольку Закон разрешает изъятие объектов недвижимости, даже если права на них не оформлены, либо не произведен кадастровый учет. В таких случаях очевидно возникновение большого количества споров относительно размеров и порядка выплаты компенсаций. Процедура их определения и выплаты детально описана в Законе, однако, это не устраняет возможных злоупотреблений, поскольку оценка будет производиться назначенным государственным органом оценщиком, а оспаривание самой процедуры или определенной оценщиком стоимости изымаемого имущества не приостанавливает саму процедуру изъятия, на которую Закон отводит всего пять месяцев. Очевидно, когда объект недвижимости изъят и на его месте ведется другое строительство, оспаривать его оценку будет непросто.
В более привилегированном положении находятся владельцы жилых домов – для них предусмотрено право выбора между денежной компенсацией и предоставлением взамен земельного участка под строительство, либо иного готового жилья (квартиры или дома). При этом нужно обратить внимание, что никаких ограничений по месту расположения предоставляемой в качестве компенсации недвижимости, Закон не содержит.
Закон носит временный характер и прекратит свое действие 01 января 2020 года, видимо, тогда же должно завершиться строительство указанных в нем инфраструктурных объектов. Будет ли беспроблемным его применение, либо наоборот, действия по изъятию недвижимости породят вал судебных споров, покажет время и правоприменительная практика.
Федеральный закон №43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05 апреля 2013 года.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Елене Степановой в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
![]() |
Елена Степанова Москва |