Обзоры законодательства
Конституционный Суд РФ разъясняет вопросы ответственности за непредоставление информации ФАС России
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 25.01.2013
Конституционный Суд РФ признал неконституционным положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с установленными КоАП РФ правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде штрафа в определенных им пределах.
17 января 2013 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт».
Предметом проверки стали нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за непредставление (несвоевременное предоставление) сведений либо направление недостоверных данных в антимонопольный орган.
Данная норма касается сведений (информации), представление которых обязательно по закону либо которые затребованы антимонопольным органом. Штраф за указанное правонарушение составляет от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Сомнения в конституционности указанного положения возникли из-за величины указанной санкции. КоАП РФ не позволяет назначать наказание ниже минимального предела санкции, установленной за то или иное нарушение. Между тем на практике величина жаде нижнего предела установленного штрафа (в данном случае - 300 тыс. руб.) оказывается непосильной для некоторых хозяйствующих субъектов (в особенности для малого бизнеса).
Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:
-
Сами нормы направлены на то, чтобы создать надлежащие условия для защиты конкуренции, свободы экономической деятельности, прав и свобод граждан, объединений. В этомаспекте положения ст. 19.8 КоАП РФ являются конституционными.
-
Однако, нормы неконституционны в той мере, в какой предусмотренная ими значительная величина минимального штрафа не позволяет во всех случаях назначить справедливое и соразмерное наказание.
-
Так, положения с учетом указанных правил наказания не всегда позволяют принять во внимание характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение хозяйствующего субъекта.
-
КоАП РФ не допускает назначать наказание ниже минимального предела соответствующей санкции. Поэтому на практике не исключается ситуация, когда указанный минимальный штраф превращается из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
С учетом вышеизложенного в КоАП РФ должны быть внесены изменения. До принятия соответствующих поправок размер штрафа, назначаемого юридическому лицу за указанное правонарушение, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе данной позиции Конституционного Суда РФ.
Таким образом, основываясь на принятом Конституционном Судом РФ Постановлении, юридические лица, привлеченные к ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, вправе обжаловать постановление антимонопольного органа о наложении штрафа, в частности требовать его снижения либо обжаловать вынесенный по делу и вступивший в законную силу судебный акт в связи с новыми обстоятельствами в порядке главы 37 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ.
С полным текстом Постановления можно ознакомиться на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx).
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
![]() |
Ирина Акимова Москва |