Обзоры законодательства
Контроль над трансфертным ценообразованием
- Автор: Дмитрий Чурин
- Дата: 04.06.2013
01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – «Закон»).
Закон в редакции Федерального закона от 05 апреля 2013 года №39-ФЗ дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ») разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», который посвящен налоговому контролю за трансфертным ценообразованием и содержит детальное регулирование всех вопросов, касающихся трансфертного ценообразования.
Контролируемые сделки
Контролируемыми признаются следующие сделки:
-
сделки между взаимозависимыми лицами;
-
сделки, совершенные взаимозависимыми лицами через посредников (если посредник не выполняет никакой иной роли);
-
сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
-
сделки, один из контрагентов по которым находится в оффшорной зоне, включенной в так называемый «черный» список Минфина РФ.
Сделки между взаимозависимыми лицами, совершенные на территории РФ, контролируются в следующих случаях:
-
сумма годового дохода по сделкам превышает 1 млрд. рублей (3 млрд. рублей – в 2012 году, 2 млрд. рублей – в 2013 году, с 1 января 2014 года применяется общий порядок);
-
сумма годового дохода по сделкам превышает 60 млн. рублей и одна из сторон сделки:
- является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых по адвалорной ставке, и предметом сделки являются добытые полезные ископаемые, на добычу которых исчисляется налог по адвалорной ставке;
- освобождена от обязанности уплаты налога на прибыль (является участником проекта «Сколково»), другая же сторона не освобождена от уплаты налога на прибыль по этому основанию;
- является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим которой предусматривает льготы по налогу на прибыль, другая сторона не является резидентом особой экономической зоны(указанное правило применяется с 1 января 2014 года).
-
сумма годового дохода по сделкам превышает 100 млн. рублей и одна из сторон по сделке применяет специальный налоговый режим (ЕСХН, ЕНВД), другая сторона по сделке не применяет его (указанное правило применяется с 1 января 2014 года).
Установлен перечень сделок, в отношении которых, налоговый контроль не осуществляется. В частности, к ним относятся сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков и иные.
Из числа контролируемых сделок исключены сделки по бартерным операциям и сделки с 20% отклонением от уровня цен, применяемого налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного периода времени.
На налогоплательщика возлагается обязанность по уведомлению налогового органа о совершенных контролируемых сделках по утвержденной форме КНД 1110025. Такое уведомление должно быть направлено до 20 мая текущего года. Следует отметить, что в соответствии с НК РФ уведомление о контролируемых сделках, которые были совершенны в 2012 году, направляется налогоплательщиком в срок не позднее 20 ноября 2013 года.
Законодателем специально оговаривается, что в 2012 году уведомления о контролируемых сделках должны направляться, только если годовая сумма доходов по всем контролируемым сделкам превысит 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей, с 2014 года будет действовать общий порядок направления уведомлений.
Взаимозависимость сторон сделки
Стороны будут признаны взаимозависимыми при доли участия одной организации в другой организации, прямо или косвенно, более 25%, органы управления которых идентичны по составу, либо назначены одним и тем же лицом, и иные основания.
В соответствии с положениями НК РФ стороны сделки могут
самостоятельно признать свою взаимозависимость, также такая взаимозависимость, может быть установлена судом.
Оправдательная документация
В соответствии со ст. 105.15 НК РФ предусмотрено предоставление по требованию налогового органа документации относительно совершенной сделки, в том числе обосновывающей установление цен. НК РФ предусматривает предоставление таких документов в свободной форме и, в случаях, установленных законом, по формам, установленным органами государственной власти.
Документация может быть затребована налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за годом совершения сделок.
Обращаем внимание налогоплательщиков на то, что хотя налоговые органы получат возможность запрашивать соответствующую документацию не ранее 1 июня 2013 года (учитывая сроки вступления Закона в силу), но, принимая во внимание потенциальный объем необходимой документации, ее следует подготовить заблаговременно.
Ещё раз стоит отметить, что до 1 января 2014 года положения данной статьи не будут применяться, если годовая сумма доходов по всем контролируемым сделкам не превысит в 2012 году 100 млн. рублей, в 2013 году – 80 млн. рублей, с 2014 года эти ограничения действовать не будут.
Представление документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен, является основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога.
Соглашения о ценообразовании
Для российских организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, предусматривается возможность заключения соглашений о ценообразовании с налоговым органом, в которых прописывается порядок определения цен и (или) применение методов ценообразования в контролируемых сделках. Такое соглашение может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.
Соглашение может быть также продлено не более чем на 2 года.
Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное условие не предусмотрено сторонами в указанном соглашением.
За рассмотрение заявления о заключении соглашения о трансфертном ценообразовании предусмотрена пошлина в размере 1,5 млн. рублей.
Порядок определения рыночных цен
Пункт 3 статьи 105.3 Закона предусматривает, что примененная в сделке цена признается рыночной, если налоговым органом не доказано обратное, либо если налогоплательщик самостоятельно не произвел корректировку сумм налога. Бремя доказывания несоответствия цены рыночному уровню лежит на налоговом органе.
Перечень методов определения рыночной цены расширен и предусматривает пять следующих методов:
-
метод сопоставимых рыночных цен.
-
метод цены последующей реализации,
-
затратный метод,
-
метод сопоставимой рентабельности,
-
метод распределения прибыли.
Метод сопоставимых рыночных цен используется при наличии на соответствующем рынке нескольких или одной сделки, удовлетворяющих определенным условиям, и достаточной информации о таких сделках. Применение иных методов, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен рыночным ценам. НК РФ допускает использование комбинации двух и более методов
Симметричные корректировки
Право на проведение симметричных корректировок другими сторонами контролируемой сделки возникает исключительно в случаях, когда решение ФНС России о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого было вынесено решение о доначислении налога, в части недоимки, указанной в этом решении, т.е. когда указанное лицо погасило недоимку.
Симметричные корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях, представленных по итогам того налогового периода, в котором были произведены соответствующие симметричные корректировки.
Уведомление о возможности симметричной корректировки направляется налоговым органом, но налогоплательщик, при наличии у него информации об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога, может обратиться в налоговый орган самостоятельно с заявлением о выдаче соответствующего уведомления.
Кроме того, налогоплательщик вправе проводить корректировки самостоятельно, не дожидаясь решения налогового органа о доначислении налога и пени, если у него имеется информация о нерыночности цены по сделке между взаимозависимыми лицами.
Налоговые проверки
Контроль соответствия цен рыночным не является предметом выездной либо камеральной проверки, для этого предусмотрен специальный вид налоговой проверки. Проверку проводят должностные лица ФНС РФ на основании решения ее руководителя (заместителя руководителя). Основанием для назначения проверки является уведомление о контролируемых сделках или извещение, направляемое территориальными органами, проводящими камеральную или выездную проверки, при выявлении факта совершения контролируемой сделки. Законом отдельно оговаривается, что проверка соответствия цен по сделкам, совершенным в 2012 году, правилам трансфертного ценообразования может осуществляться не позднее 31 декабря 2013 года, в отношении сделок, совершенных в 2013 году – не позднее 31 декабря 2015 года. Правило о трехлетнем периоде, за который должна быть проведена проверка, вступает в силу с 1 января 2014 года.
Ответственность
Обращаем Ваше внимание, что штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения нерыночной цены по сделке в 2014 году составит 20% от неуплаченной суммы налога, в 2017 году и позднее – 40% от этой суммы, в 2012-2013 году санкция за данное правонарушение не установлена.
В случае неправомерного непредставления уведомления о контролируемых сделках либо представления недостоверных сведений в уведомлении следует штраф в размере 5 000 рублей.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Дмитрию Чурину в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора законодательства является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
![]() |
Дмитрий Чурин Санкт-Петербург |