Обзоры законодательства
Кто не рискует, того не проверяют: риск-ориентированный подход в надзорной деятельности государственных органов
- Автор: Игорь Горохов
- Услуги: Пищевая промышленность, Антикоррупционное законодательство / Compliance , Трудовое право, Арбитраж и внесудебное разрешение споров
- Дата: 19.09.2016
Политика защиты бизнеса от излишнего административного давления получила свое дальнейшее развитие с принятием Федерального закона №246‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» от 13 июля 2015 года, согласно которому в целях повышения эффективности контрольных мероприятий и защиты интересов юридических лиц вводится применение риск-ориентированного подхода при проведении проверок.
Использование риск-ориентированной модели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности предполагает, что интенсивность контрольных мероприятий (их форма, периодичность и продолжительность) будет зависеть от отнесения деятельности самих проверяемых компаний или используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. И хотя полномасштабное применение такого подхода планируется лишь с 2018 года, в отношении отдельных видов государственного контроля соответствующие правила начали действовать уже с 03 сентября 2016 года.
Правила отнесения деятельности юридических лиц и используемых ими объектов к определенной категории риска и определенному классу опасности утверждены Постановлением Правительства РФ №806 от 17 августа 2016 года (далее – «Постановление №806»)1.
Согласно Постановлению №806 с 03 сентября 2016 года внедрение риск-ориентированного подхода осуществляется при проведении Федерального государственного пожарного надзора, Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством России, а также Федерального государственного надзора в области связи.
Выделяется 6 категорий риска и классов опасности: от чрезвычайно высокого риска (1 класс) до низкого риска (6 класс). Определение категории риска будет осуществляться исходя из оценки потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения компанией обязательных требований на основе анализа информации о ранее проведенных проверках и назначенных административных наказаниях.
Отметим, что система управления рисками для целей осуществления государственного контроля уже длительное время успешно применяется в деятельности ФНС, Росфинмониторинга, Роструда. Более того, системы управления рисками в тестовом режиме с 2016 года уже использовались при осуществлении иных видов государственного контроля. Таким образом, можно ожидать, что к моменту полноценного введения риск-ориентированного подхода «в эксплуатацию» будет накоплено достаточно опыта для того, чтобы этот механизм работал эффективно.
Мы будем следить за процессом развития практики применения риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок и сообщать о нововведениях в данной сфере.
1 Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»).
![]() |
Игорь ГороховУправляющий юрист Санкт-Петербург Тел.: +7 (812) 346 79 90 |
![]() |
Даниил ПетрухЮрист Санкт-Петербург Тел.: +7 (812) 346 79 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Игорю Горохову или Даниилу Петруху в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам
www.facebook.com/capitallegalservices
www.linkedin.com/company/1508958