Обзоры законодательства
Новеллы и изменения законодательства в сфере негосударственного пенсионного обеспечения
- Дата: 03.04.2015
Вступило в силу Указание Банка России от 28.12.2014 № 3512-У «Об особенностях проведения проверок негосударственных пенсионных фондов с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»
Напомним, что проверки, которым может быть подвержен негосударственный пенсионный фонд (далее – «НПФ», «фонд») со стороны Центрального Банка, условно можно разделить на 3 типа:
- «общая», целью которой является оценка на месте общего состояния НПФ либо отдельных направлений (вопросов) его деятельности[1];
- проверка с привлечением аудиторских организаций, по поручению Банка России[2];
- проверка фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (далее – «СГП»), целью которой является оценка соблюдения фондом-участником требований, установленных Федеральным законом № 422-ФЗ[3] и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Проверка на соответствие требованиям СГП проводится в соответствии с положениями Инструкции Банка России от № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее – «Инструкция 151-И»), с учетом особенностей, установленных Указанием № 3512 У.
Данный вид проверки проводится с привлечением сотрудников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – «АСВ»).
Основанием такой проверки будет служить обращение АСВ или Пенсионного фонда Российской Федерации в Банк России с соответствующим предложением о проведении плановой или внеплановой проверки.
Круг проверяемых вопросов в данном случае ограничен следующими показателями:
- объем и структура обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами;
- исчисление, своевременность и полнота уплаты фондом-участником гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- ведение учета на пенсионном счете накопительной пенсии сведений, предусмотренных Федеральным законом № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», обеспечивающего возможность сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами;
- способность фонда-участника сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами;
- исполнение фондом-участником иных обязанностей, установленных Федеральным законом № 422-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Необходимо отметить, что возможен вариант и «комбинированной» проверки, когда вместе с оценкой общего состояния фонда либо отдельных направлений (вопросов) его деятельности, будут проверяться и вопросы соответствия требованиям к фондам-участникам СГП.
В этом случае сотрудники АСВ принимают участие только при проверке вопросов, связанных с требованиями к фонду-участнику СГП, а сотрудники регулятора проверяют весь круг вопросов проверки.
Указанием предусмотрена и ситуация при которой, в случае выявления нарушений требований Федерального закона № 422-ФЗ при проведении «общей» проверки фонда-участника, сотрудники АСВ будут привлечены уже после начала проверки.
Также Указание регламентирует ряд процедурных вопросов, таких как:
- порядок привлечения сотрудников АСВ к участию в проверке;
- права и обязанности служащих АСВ;
- обязанности фонда-участника в ходе проверки с участием этих служащих;
- особенности подготовки к проведению проверки фонда-участника, оформления акта о противодействии проведению проверки фонда и акта проверки.
Следует обратить внимание, что Указание достаточно жестко регламентирует обязанности проверяемого фонда. Помимо обязанностей, предусмотренных Инструкцией 151-И, вводится, например, запрет на проверку технических средств, принадлежащих АСВ и (или) находящиеся в пользовании служащих АСВ, на изъятие и досмотр служебных и иных документов, вещей или препятствование возможности их использования при проведении проверки.
Интересной особенностью Указания является право Банка России по итогам проверки направить АСВ предложение о проведении совещания с представителями фонда-участника для совместного обсуждения акта его проверки.
Это положение видится весьма прогрессивным, так как проверяемый фонд будет иметь возможность обсудить выявленные нарушения, изложить свое мнение и услышать позицию регулятора. Данная норма подчеркивает, что регулятор намерен прислушиваться к мнению участников рынка.
[1] Регулируется положениями Инструкции Банка России от № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»
[2] Регулируется Положением Банка России о порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций аудиторскими организациями по поручению Банка России от 07.08.2014 № 427-П
[3] Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»
![]() |
Ирина Акимова
Москва iakimova@cls.ru |
|
Дмитрий Гавриленко
Москва |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.