Обзоры законодательства
Новые условия Роскомнадзора: 3 дня на удаление «чужого» контента из приложения
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 18.06.2020
Законодательные инициативы, усиливающие контроль за обращением информации в Интернете, редко оставляют общественность равнодушной. Обычно сразу формируются два лагеря – сторонники жесткого регулирования и неукоснительного соблюдения прав (субъектов персональных данных, правообладателей – нужное подчеркнуть) и его противники, считающие, что тотальный контроль и суровые меры ни к чему хорошему не приведут.
Совсем недавно подошла к своему завершению одна из таких баталий, о которой пойдет речь в первом летнем выпуске рубрики #ИнтеллектуальныеСреды от юристов практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Елены Бергер и Владислава Щербатых. 8 июня Президент РФ Владимир Путин подписал законопроект, позволяющий Роскомнадзору ограничивать доступ к приложениям, которые позволяют получить доступ к контенту, нарушающему авторские права (https://sozd.duma.gov.ru/bill/386109-7).
В чем суть поправок? Законопроект вносит изменения в ФЗ «Об информации…» в части, касающейся ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских прав. Сейчас в законе установлен порядок ограничения доступа к «информационному ресурсу», на котором распространяется соответствующая информация. При этом неясно, можно ли отнести к «информационным ресурсам» приложения, или же этот термин относится только к сайтам. Для устранения этой неясности, как следует из пояснительной записки, и нужно было принять обсуждаемый законопроект. С 1 октября этого года, когда поправки вступят в силу, в законе будет прямо установлен порядок ограничения доступа к «программным приложениям», позволяющим получить доступ к нарушающему авторские права контенту.
Такой порядок будет в целом похож на то, как сегодня ограничивается доступ к сайтам с «пиратским» контентом. Рассмотрим его в наиболее общих чертах. Сначала правообладатель подает заявление о принятии предварительных обеспечительных мер в Мосгорсуд. В этом заявлении ему нужно подтвердить два факта: принадлежность ему исключительных прав на произведение и факт использования этого произведения ответчиком. Если эти факты установлены, суд выносит определение об обеспечительных мерах, после чего правообладатель может обратиться в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к приложению. Также правообладатель должен в течение 15 дней с момента вынесения определения подать иск к нарушителю, иначе обеспечительные меры будут отменены.
Далее в дело вступает Роскомнадзор, и именно здесь начинается процедура, которая вызвала больше всего споров на этапе обсуждения законопроекта. Итак, в течение трех рабочих дней с момента получения заявления правообладателя Роскомнадзор направляет владельцу сайта или иного ресурса, на котором размещено приложение (например, AppStore или GooglePlay) уведомление с требованием принять меры по ограничению доступа к нарушающему закон контенту. Далее у владельца соответствующей площадки есть один рабочий день на то, чтобы потребовать от владельца самого приложения ограничить доступ к «пиратскому» контенту. Владелец приложения, в свою очередь, также должен исполнить такое требование в течение одного рабочего дня. Если этого сделано не будет, владелец площадки не позднее трех рабочих дней после получения самого первого уведомления от Роскомнадзора обязан ограничить доступ к приложению (причем, судя по формулировкам законопроекта, целиком, а не только в части незаконного контента). Если же этого не сделает владелец площадки, ограничение доступа к приложению осуществит оператор связи.
Недовольство противников законопроекта вызвали, в первую очередь, крайне сжатые сроки на выполнение требований (см. https://www.kommersant.ru/doc/4356461). Максимальный срок, предусмотренный на всю процедуру – всего три рабочих дня, а владелец приложения и вовсе должен удалить спорный контент за день. Кроме того, представители бизнеса посчитали несоразмерным «наказание», которое грозит владельцу приложения в случае, если он не отреагирует на требование в срок – блокируется доступ ко всему приложению, а не только к незаконному контенту, хотя технически иногда можно ограничить доступ только к определенному контенту.
Тем не менее, в конце концов законопроект был принят в изначальной редакции, с трехдневным сроком на выполнение требований и полной блокировкой приложений, что, конечно, неприятно удивило сторонников его либерализации.
Тем более, что финансовые риски для владельцев приложений могут быть достаточно существенными. Предположим, кто-либо подал заявление об обеспечительных мерах, заявление в Роскомнадзор и иск к владельцу приложения, утверждая, что в приложении незаконно размещено его произведение. Если владелец приложения не успеет устранить нарушение в срок (что вполне вероятно), доступ к приложению будет заблокирован. Впоследствии суд может установить, что нарушения не было – допустим, имело место правомерное цитирование – и блокировка также будет снята. Однако рассмотрение дела может длиться достаточно долго (к примеру, год), и все это время доступ к приложению будет заблокирован. Очевидно, что для одних владельцев приложений это может обернуться колоссальными убытками, а для других – вовсе стать причиной ухода с рынка.
Ситуация, конечно, не совсем безвыходная: нужно помнить, что положения ГПК РФ (ч. 9 ст. 144.1, ст. 146 ГПК РФ) позволяют ответчику взыскать убытки, причиненные обеспечительными мерами, если истцу было отказано в иске. Пострадавший владелец приложения в этом случае, очевидно, столкнется со всеми проблемами, связанными с доказыванием размера убытков и их причинной связи с принятыми мерам, однако шанс получить возмещение у него все же будет.
Мы не возьмемся оценить, какое влияние законопроект окажет на бизнес, и лишь выразим надежду, что он будет использоваться для борьбы с действительными нарушителями, а не как средство для создания неприятностей конкурентам.