Обзоры законодательства
Новый «антивирусный» Обзор ВС РФ или что делать арендаторам в условиях COVID-19
- Автор: Павел Кисловский
- Услуги: Недвижимость и строительство, Договорное право
- Дата: 07.05.2020
С разницей всего лишь в 9 дней, Верховный суд РФ выпустил второй Обзор, посвященный вопросам, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции (COVID-19).
Суд дополнительно прокомментировал 21 вопрос материального, процессуального, уголовного и административного права.
Так же, как и в первом Обзоре, разъяснения представлены не в форме обобщения судебной практики (ввиду ее отсутствия на данный момент), а формате ответов на вопросы применения законодательства в текущих условиях.
Вероятно, центральными комментариями данного Обзора являются ответы на вопросы, связанные с арендными отношениями. При этом, по нашему мнению, наиболее спорные вопросы изменения условий арендных отношений остались в полной мере не раскрыты судом.
Мы постарались выделить наиболее интересные вопросы, по которым разъяснения носят практический характер:
Вопросы применения гражданского законодательства
1. Исполнение обязательства по кредитным договорам и договорам займа
Заемщик при отсутствии оснований для применения льготного периода в соответствии с ФЗ №106[1], вправе в некоторых случаях ссылаться на наличие форс-мажорных обстоятельств в связи с нарушением обязательства (заемщик не мог воспользоваться системой онлайн-платежей, не мог совершать платежи обычным способом).
Установление Указами Президента РФ режима нерабочих дней не является основанием для изменения срока оплаты по обязательствам, за исключением периода с 30 марта по 03 апреля 2020 г., поскольку первоначально Центральный Банк дал разъяснения о переносе срока оплаты на первый рабочий день после ограничений. 03 апреля 2020 г. Центральный Банк скорректировал данную позицию.
2. Момент изменения условий договора аренды в части отсрочки по оплате
Обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части предоставления арендатору отсрочки уплаты арендной платы с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ независимо от даты заключения дополнительного соглашения к договору аренды либо даты вступления в законную силу решения суда по спору.
Если арендатор не внес своевременно арендную плату, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики[2], в наибольшей степени пострадавших в результате распространения COVID-19, арендодатель обязан сам проинформировать арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом №98-ФЗ[3].
В отсутствии такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года №439[4].
НБ: ВС РФ ответил на вопрос арендаторов: «Что делать, если арендодатель отказывается заключать дополнительное соглашение?». На практике арендаторам важно в рамках переписки направить подтверждение арендодателю осуществления деятельности в соответствующей отрасли экономики.
3. Наличие дополнительных оснований для предоставления отсрочки
Для предоставления отсрочки в оплате не требуется установление невозможности пользования арендованным имуществом.
НО: если будет установлено, что конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации, суд может отказать в защите принадлежащего арендатору права на отсрочку.
4. Момент изменения условий договора аренды в части уменьшения размера арендной платы
Обязательства сторон договора аренды считаются измененными в части уменьшения размера арендной платы в связи с введенными ограничениями с момента, когда наступила невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда по спору.
Размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
НБ: суд дает весьма общие ориентиры применения положений Закона №98 в части возможности снижения арендной платы. По-прежнему не ясно кто несет риск (арендатор или арендодатель) возникновения ограничений пользования помещениями, например, в силу запрета на осуществление некоторых видов торговой деятельности.
Также не очевидно в каком размере может быть снижена арендная плата в отсутствии практики в «сложившейся ситуации».
5. Просрочка оплаты ЖКХ
Мораторий на применение неустойки (штрафов пеней) по оплате услуг ЖКХ действует в отношении неустоек, подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г.
Вопросы применения законодательства о банкротстве
6. Уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве в рамках моратория на банкротство
Закон о банкротстве обязывает кредитора сделать предварительную публикацию уведомления о намерении обратиться с заявление о банкротстве.
Однако, уведомления кредиторов, которые были направленны в преддверии или в период действия моратория утрачивают свою силу.
НБ: Это уравнивает шансы всех кредиторов на инициирование банкротства после снятия моратория и предложение «своего» конкурсного управляющего.
7. Банкротство ликвидируемого должника в рамках моратория
Введённые основания для применения моратория на банкротство не запрещают инициировать процедуру банкротства ликвидируемого должника уполномоченному органу самого должника.
НБ: У ликвидируемого должника в данном случае не цели сохранить деятельность. В то время как мораторий направлен на сохранение хозяйствования субъекта.
Вопросы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства
8. Критерии заведомо ложной информацией и ее распространения под видом достоверных сообщений
Критерием придания ложной информации вида достоверной может являться форма, способы изложения такой информации (ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц и пр.), использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к другим событиям.
Размещение лицом в сети «Интернет» материала, содержащего ложную информацию созданного им самим или другим лицом (в том числе так называемый репост), может быть основанием для уголовной ответственности при установлении прямого умысла: лицо сознавало, что размешенная им под видом достоверной информация является ложной, и имело цель довести эту информацию до сведения других лиц.
9. Критерий публичности заведомо ложной информацией
Публичной признается информация, адресованная группе или неограниченному кругу лиц. Публичный характер распространения может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других).
10. Критерии разграничения уголовной ответственности (ст. 236 УК РФ) и административную ответственности (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ)
Критерием разграничения ответственности за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, являются последствия в виде причинения вреда здоровью человека (одного человека или нескольких лиц).
Если не установлено последствий в виде массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий, смерти человека, то применяются положения об ответственности в рамках КоАП.
11. Рассмотрение судами уголовных дел с использованием систем видеоконференц-связи
Суд в рамках каждого конкретного дела, требующему безотлагательного рассмотрения, может принять решение о проведении судебного разбирательства с использованием систем видеоконференцсвязи.
12. Вопросы, требующие безотлагательного рассмотрения суда
Следующие вопросы требуют безотлагательного рассмотрения суда:
- ходатайства органов предварительного следствия о наложении ареста, продление срока ареста;
- ходатайства осужденных о смягчении от наказания или об освобождении от наказания.
Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях
14. Проведение административного расследования в рамках административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 и 20.61 КоАП РФ
Проведение административного расследования в рамках указанных правонарушений (нарушение санитарных правил – ст. 6.3. КоАП РФ и нарушение любых других правил поведения, связанных с противодействием распространения COVID-19 - 20.61) не является обязательным.
[1] Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ помимо прочего, определяет основания, порядок и условия приостановления платежей (льготный период) по кредитному договору (договору займа) заемщикам в связи со значительным снижением доход (более чем на 30%).
[2] Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года №434 (далее – «Перечень отраслей»).
[3] Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
[4] Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества.