Обзоры законодательства
Опубликовано полное решение по признанию деятельности Meta экстремисткой, но вопросов меньше не стало
- Услуги: Интеллектуальная собственность, Санкционный комплаенс
- Дата: 28.03.2022
Сегодня все-таки было опубликовано полное решение Тверского районного суда г. Москвы по делу о признании на территории РФ деятельности Meta по реализации Facebook и Instagram экстремистской. Впрочем, полное решение не особо пролило свет на волнующие вопросы о возможности использования логотипов Facebook и Instagram, покупки рекламы в указанных социальных сетях и пр.
О чем сказано в решении?
Использовать социальные сети однозначно можно
Суд прямо указал, что не ограничиваются действия по использованию программных продуктов компании Мета лицами, не принимающими участие в запрещенной законом деятельности. То есть за просмотр социальных сетей и публикацию там постов никто не будет привлекаться к ответственности. Использовать социальные сети можно, главное, выбрать VPN поудобнее.
Запрещена только деятельность Meta по реализации социальных сетей Facebook и Instagram
В решении прямо указано, что «запрещается деятельность Meta по реализации продуктов – социальных сетей Facebook и Instagram на территории РФ». Фактически запрет не должен распространяться на иную деятельность Meta на территории РФ, в том числе, по реализации иных продуктов компании (в частности, мессенджера Whatsapp).
Основанием для признания деятельности Meta экстремисткой стали также ранее распространяемые в социальных сетях материалы
Запрет деятельности Meta связан также и с событиями уже минувших лет: например, не удалением в 2020 году материалов с использованием нацисткой символики, содержащих пропагандистскую и противоправную информацию и пр.
Какие остались вопросы?
Последнюю неделю пользователей социальных сетей и бизнес особенно волновали вопросы о возможности использования логотипов социальных сетей на своей продукции, указания ссылок на страницы в соцсетях, возможности приобретения рекламы на указанных площадках – на все эти вопросы нет никаких ответов в решении.
Таким образом, все еще остаются риски:
- Использования логотипов Facebook и Instagram на своих сайтах, продукции, рекламных материалах – потенциально такие действия все еще могут рассматриваться как демонстрация экстремисткой символики. Хотя товарные знаки ≠ символика, подобной практики раньше не было и стоит дождаться комментариев Генпрокуратуры или первой правоприменительной практики.
- Покупки рекламы в Facebook и Instagram – потенциально это может рассматриваться как финансирование экстремизма, поэтому здесь пока тоже стоит занять выжидающую позицию и наблюдать, как будут развиваться события и практика.
Остаются также вопросы и с исполнением решения: например, в какой реестр будет включена Meta – то, как это указано в решении пока полностью не подпадает не под один из действующих реестров для организаций, чья деятельность может быть запрещена на территории РФ (тем более, только в части запрета реализации конкретной деятельности).
Данный обзор подготовила юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова.
Мы продолжаем следить за развитием ситуации.