Обзоры законодательства
Органам власти разрешили бороться со снижением кадастровой стоимости
- Автор: Елена Степанова
- Услуга: Недвижимость и строительство
- Дата: 16.08.2017
С 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №274-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон внес ряд поправок в следующие нормативные акты, касающиеся процедуры оспаривания кадастровой стоимости:
- Закон "Об оценочной деятельности в РФ" №135-ФЗ, который исторически регулирует вопросы кадастровой оценки;
- Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий судебную часть процедуры оспаривания;
- Закон "О государственной кадастровой оценке" №237-ФЗ, который пока имеет ограниченное применение, но должен заработать в полную силу после 2020 года.
Принятые поправки касаются уточнения процедуры оспаривания кадастровой стоимости, а также требований к подаваемым документам. По большей части изменения являются техническими и вызваны необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся практикой. Так, например, Конституционный Суд РФ ранее высказывал мнение о том, что положительное заключение СРО на отчет об оценке не является обязательным документом для обращения в суд, хотя формально из закона вытекало обратное. Теперь эта проблема разрешена на уровне закона.
Пожалуй, самым значимым нововведением является появление права у органов местного самоуправления и органов государственной власти регионов оспаривать решения комиссий по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если такие решения привели к «существенному снижению кадастровой стоимости».
Закон и ранее предоставлял право органам власти оспаривать кадастровую стоимость, но только в отношении тех объектов, которые находились в государственной или муниципальной собственности. Теперь же уполномоченные органы вправе оспаривать кадастровую стоимость также в отношении земельных участков, принадлежащих частным лицам.
Разумеется, данное право предоставлено органам власти с определенными ограничениями. Так, органы власти смогут в судебном порядке оспаривать исключительно решения комиссий по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, и только при условии, что:
- земельный участок расположен на территории соответствующего публичного образования;
- кадастровая стоимость земельного участка была «существенно снижена» комиссией в результате приведения ее к рыночной стоимости по заявлению собственника участка;
- изменение кадастровой стоимости затрагивает права данного публичного образования, в том числе в связи с уменьшением поступления налогов в местный бюджет.
Примечательно, что критерии «существенности» снижения в законе не сформулированы.
Важно отметить, что такое право предоставлено органам власти в отношении земельных участков, но не в отношении других объектов недвижимости, находящихся в частной собственности.
Указанные поправки являются логическим продолжением позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П, по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска.
Тогда Конституционный Суд РФ указал, что "в случае снижения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости у муниципального образования, на территории которого он расположен, может иметься реальный законный интерес, предполагающий возможность органов местного самоуправления самостоятельно оспаривать соответствующее решение комиссии, принятое по инициативе собственника этого земельного участка. Между тем, положение части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ", полностью исключая такую возможность, по существу, несоразмерно ограничивает конституционные гарантии защиты прав и законных интересов муниципальных образований."
Каким образом органы власти будут использовать предоставленное им право – покажет практика.
![]() |
Елена Степанова
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
|
Александр Румянцев
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Елене Степановой и Александру Румянцеву в офис Capital Legal Services.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
www.facebook.com/capitallegalservices