Обзоры законодательства
Пенальти за использование символики FIFA 2018
- Услуги: Реклама / Маркетинг / Спонсорство, Антимонопольное законодательство
- Дата: 14.11.2016
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области впервые вынесло решение по делу о незаконном использовании в рекламе символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, который пройдет в России.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что одновременное использование в рекламе герба и слов «Футбол 2018», «Волгоград 2018» вместе с товарным знаком «Волма» создает ложное представление о причастности производителей товаров под этим бредом к предстоящим матчам ЧМ-2018. В связи с этим, данную рекламу признали ненадлежащей по статье 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в России чемпионата мира по футболу». В отношении нарушителя будет возбуждено административное производство по части 1 статьи 14.3 КоАП и назначен штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Рекламодателю выдано предписание об устранении правонарушения.
На данный момент все визуальные элементы оформления Чемпионата мира имеют законных правообладателей и подлежат правовой охране. Зарегистрированы, в том числе и товарные знаки, связанные с предстоящим спортивным событием, включая словосочетания «Чемпионат мира 2018», «Россия 2018», «Москва 2018», «Волгоград 2018», «Нижний Новгород 2018», «Екатеринбург 2018», изображения кубка мира, логотипа турнира и т.д.
Обращаем внимание, что за незаконное использование охраняемых объектов символики предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность (хотя на практике она, конечно, не применяется). Так, Гражданским кодексом предусмотрена компенсация в сумме до 5 млн. рублей за каждый факт незаконного использования контрафакта, либо в размере 2-х кратной стоимости аналогичного лицензионного товара (услуги).
Более того, действия хозяйствующих субъектов, направленные на введение в заблуждение и создание ложного представления об их причастности FIFA 2018 в соответствии с действующим законодательством, могут быть признаны актом недобросовестной конкуренцией и повлечь за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. К таким действиям, прежде всего, можно отнести продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика турнира, осуществление любых видов маркетинга, призванных сформировать у потребителя представление о FIFA, введение в заблуждение о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA и т.д.
В преддверии крупных международных спортивных мероприятий антимонопольный орган достаточно активно действует в части предотвращения подобного рода нарушений. В частности, в ходе Олимпиады Сочи 2014 некоторые крупных гостиничные сети были привлечены к ответственности за неправомерное использование символики Олимпиады.
Также, в ходе Олимпиады Сочи 2014, антимонопольный орган признал актом недобросовестной конкуренции действия одного из крупнейших автодистрибьюторов, выраженные во введении в гражданский оборот автомобилей цвета кузова «Оlympic White» с незаконным использованием товарного знака, содержащего олимпийскую символику.
Необходимо быть крайне осторожными в использовании символов и выражений, которые так или иначе могут ассоциироваться с предстоящим Чемпионатом мира по футболу.
Как показывает практика, за подобные действия хозяйствующих субъектов одновременно наступает административная и гражданская правовая ответственность. В частности, административные санкции выражаются в виде наложение штрафа со стороны антимонопольного органа. В свою очередь, меры гражданской ответственности могут выражаться в виде взыскания компенсации за незаконное использование объекта интеллектуальной собственности со стороны правообладателя.
![]() |
Ирина Акимова
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
|
Дмитрий Гавриленко
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Мы также можем предоставить Вам перевод данного обзора на английский язык, выполненный отделом переводов Capital Legal Services. Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу marketing@cls.ru.
www.facebook.com/capitallegalservices
www.linkedin.com/company/1508958