Обзоры законодательства
Поставщик не должен быть единственным
- Услуга: Антимонопольное законодательство
- Дата: 31.03.2017
В 2017 году в законодательстве о закупках возможны важные изменения. Данные изменения коснутся выбора единственных поставщиков при осуществлении государственных закупок, в частности планируется ужесточение процедуры выбора и изменение порядка согласования таких поставщиков.
Федеральная антимонопольная служба подготовила проект Указа президента и поправки к Федеральному закону от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон о контрактной системе»). Предлагаемые поправки ужесточают процедуру выбора единственных поставщиков по госзаказу для министерств, правительств субъектов РФ, и государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос».
В настоящий момент в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, определенных указом или распоряжением Президента Российской Федерации, а также постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации, изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
При этом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок межведомственного согласования и внесения Президенту Российской Федерации документов для подготовки предусмотренных Законом о контрактной системе решений об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Существующее регулирование привело к ситуации, при которой даже на высоконкурентных рынках (таких как поставка хлеба, пошив военной формы или строительство жилья для военнослужащих) государственные закупки зачастую проводятся в форме закупки у единственного поставщика.
Возможность передачи единственным поставщикам потенциально конкурентных заказов давно вызывало беспокойство антимонопольной службы, в связи с этим ФАС предложила новый порядок согласования государственных закупок у единственного поставщика. В соответствии с новыми правилами, назначать единственного поставщика будет президент или правительство по поручению президента, при этом правом обращения с предложением отдать госзаказ единственному исполнителю без торгов смогут делать главы министерств, вице-премьеры, губернаторы и главы госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос». При этом в обращении будет необходимо обосновать выбор поставщика, назвать сумму и источник средств на закупку, а также согласовать решение с Минэкономразвития, Минфином и ФАС.
Планируется, что новое регулирование должно затронуть такие сферы деятельности как:
- оказание услуг по питанию, хлебопечению, поставке хлеба;
- оказание услуг по банно-прачечному обслуживанию;
- оказание услуг по индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды и поставке вещевого имущества;
- выполнение работ (оказание услуг), связанных со строительством (приобретением) жилья для военнослужащих и объектов социально-бытового назначения;
- выполнение проектно-изыскательских работ, работ по строительству, ремонту и реконструкции казарменно-жилищного фонда.
В тоже время, как отмечают в ФАС, новое регулирование не затронет госзакупки ведомств, находящихся в подчинении Президента. Ведомствам прямого подчинения для назначения единственного поставщика нужно будет лишь обосновать цену контракта и источник финансирования.
Введение данных изменений позволит снизить риски неконкурентного выбора в гражданских отраслях и, как следствие, положительным образом повлияет на развитие конкуренции в сфере госзакупок. Представляется, что инициатива ФАС является, в том числе, и реакцией на ряд громких дел, раскрытых ведомством в последние время, например, дело о картеле на закупках питания для МВД.
![]() |
Ирина Акимова
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
|
Дмитрий Гавриленко
Москва Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Ирине Акимовой или Дмитрию Гавриленко в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Мы также можем предоставить Вам перевод данного обзора на английский язык, выполненный отделом переводов Capital Legal Services. Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу marketing@cls.ru.
www.facebook.com/capitallegalservices