Обзоры законодательства
Принудительные лицензии ударят по монополии правообладателей патентов
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 13.05.2021
C 11 мая стало возможным использование объектов патентного права по решению Правительства РФ и без согласия правообладателей для охраны жизни и здоровья граждан.
Вступили в силу поправки[1] в статью 1360 ГК РФ, посвященную использованию объектов патентного права без согласия правообладателей в интересах национальной безопасности. Согласно принятым изменениям Правительство РФ будет иметь право в случае крайней необходимости, связанной теперь не только с обеспечением обороны и безопасности государства, но и с охраной жизни и здоровья граждан, принимать решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.
В чем заключаются изменения?
Статья 1360 ГК РФ и раньше предусматривала право Правительства РФ разрешать использование объектов патентных прав без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации, но лишь в целях обороны и безопасности.
Теперь же кроме цели обороны и безопасности, Правительство РФ сможет принимать такие решения и в целях охраны жизни и здоровья граждан. Статья также дополняется особым указанием на то, что такое решение Правительство может принимать только в случае крайней необходимости. Впрочем, что именно понимать под такой крайней необходимостью, не совсем ясно. При этом, очевидно, что указанные цели позволяют применять излишне широкое толкование и подводить под них различные нужды государства по произвольному решению.
Изменения также предполагают, что методика определения размера и порядка выплаты компенсации правообладателю за использование принадлежащих ему патентов без его согласия должны утверждаться Правительством РФ. На настоящий момент, документы, определяющие указанные методику и порядок не утверждены, так что пока не ясно, какая компенсация должна выплачиваться, кем и в каком объеме.
На данный момент представлены только проект Постановления Правительства РФ о методике расчета компенсации и проект Постановления Правительства РФ о порядке принятия решения о предоставлении права использования в соответствии со ст. 1360 ГК РФ. Оба проекта были подготовлены Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – «ФАС России»).
В соответствии с проектами указанных постановлений:
- Основанием для принятия решения об использовании объекта патентного права без согласия патентообладателя может стать наличие «совокупности факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороне и безопасности, в том числе жизни и здоровью граждан»;
- Предложение об использовании патента должен вносить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере (например, в случае с охраной жизни и здоровья граждан – Минздрав России);
- Выбор пользователей, которым будет предоставлено право использования, должен осуществляться на основе конкурсного отбора;
- Размер компенсации исчисляется в твердой сумме, рассчитываемой от выручки правообладателя, полученной на территории РФ в результате продажи товаров, в которых был использован объект патентного права (например, при выручке в 1 млрд. рублей такое вознаграждение составит 1 миллион рублей; максимально возможный объем вознаграждения – 5 миллионов рублей);
- Указанное вознаграждение выплачивается каждым пользователем, которому будет предоставлена такая «лицензия», единоразово, за весь срок использования патента.
Разработанные ФАС России проекты Постановлений Правительства РФ в представленной редакции явно являются недоработанными, в том числе отличаются отсутствием единообразия в используемых формулировках, что позволяет довольно широко толковать возможности государства по принятию решения об использовании патентов без согласия правообладателя.
Что эти изменения значат?
Фактически изменениями в принятой редакции государству предоставлены довольно произвольные полномочия по ограничению монополии правообладателя патентов. Цели такого ограничения очерчены в ст. 1360 ГК РФ слишком широко, что позволяет подгонять под них практически любое использование для нужд государства.
Изменения могут стать неблагоприятным прецедентом для компаний, чьими активами являются объекты патентного права: это не только фармакологические компании, но и, например, нефтеперерабатывающие компании, а также компании, связанные с тяжелой и легкой промышленностью. Не исключено, что нововведения могут использоваться и в отношении иностранных компаний, обладающих патентами в России или ЕАЭС: некоторые эксперты полагают, что возможность предоставления принудительной лицензии может быть использована в качестве рычага давления на иностранные компании, участвующие в государственных закупках.
На сегодняшний день нет ни до конца сформировавшегося правового регулирования, ни соответствующей судебной практики. Остается только надеяться, что законодатель сможет разработать решение, учитывающее не только государственные цели, но и интересы правообладателей.
Данный обзор подготовили партнер Capital Legal Services Ирина Оникиенко, юрист практики интеллектуальной собственности Антонина Шишанова, помощник юриста Виктор Калужский.
[1] Федеральный закон от 30.04.2021 № 107-ФЗ «О внесении изменения в статью 1360 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».