Обзоры законодательства

  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • ENG
  • РУС
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • ВЭД / Таможенное право
      • Валютное регулирование
      • Банковское и финансовое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое и миграционное право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкционный комплаенс
      • Персональные данные и цифровой комплаенс
      • Уголовное право
      • Экологическое право
    • Практика сопровождения международных проектов
      • Международное бизнес-структурирование и планирование
      • Международное налоговое и финансовое структурирование
      • Учреждение компаний в других юрисдикциях
      • Комплексное сопровождение операционной деятельности компании
      • Правовая поддержка по вопросам соблюдения санкций
      • Правовая поддержка по вопросам интеллектуальной собственности
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Команда
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • МОСКВА: +7(495) 970-1090
  • С-ПЕТЕРБУРГ: +7(812) 346-7990
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • ВЭД / Таможенное право
      • Валютное регулирование
      • Банковское и финансовое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое и миграционное право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкционный комплаенс
      • Персональные данные и цифровой комплаенс
      • Уголовное право
      • Экологическое право
    • Практика сопровождения международных проектов
      • Международное бизнес-структурирование и планирование
      • Международное налоговое и финансовое структурирование
      • Учреждение компаний в других юрисдикциях
      • Комплексное сопровождение операционной деятельности компании
      • Правовая поддержка по вопросам соблюдения санкций
      • Правовая поддержка по вопросам интеллектуальной собственности
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Команда
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Обзоры законодательства
  • Принудительные лицензии ударят по монополии правообладателей патентов

Обзоры законодательства

Информация и связи

Принудительные лицензии ударят по монополии правообладателей патентов

  • Услуга: Интеллектуальная собственность
  • Дата: 13.05.2021

C 11 мая стало возможным использование объектов патентного права по решению Правительства РФ и без согласия правообладателей для охраны жизни и здоровья граждан.

Вступили в силу поправки[1] в статью 1360 ГК РФ, посвященную использованию объектов патентного права без согласия правообладателей в интересах национальной безопасности. Согласно принятым изменениям Правительство РФ будет иметь право в случае крайней необходимости, связанной теперь не только с обеспечением обороны и безопасности государства, но и с охраной жизни и здоровья граждан, принимать решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.

 

В чем заключаются изменения?

Статья 1360 ГК РФ и раньше предусматривала право Правительства РФ разрешать использование объектов патентных прав без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации, но лишь в целях обороны и безопасности.

Теперь же кроме цели обороны и безопасности, Правительство РФ сможет принимать такие решения и в целях охраны жизни и здоровья граждан. Статья также дополняется особым указанием на то, что такое решение Правительство может принимать только в случае крайней необходимости. Впрочем, что именно понимать под такой крайней необходимостью, не совсем ясно. При этом, очевидно, что указанные цели позволяют применять излишне широкое толкование и подводить под них различные нужды государства по произвольному решению.

Изменения также предполагают, что методика определения размера и порядка выплаты компенсации правообладателю за использование принадлежащих ему патентов без его согласия должны утверждаться Правительством РФ. На настоящий момент, документы, определяющие указанные методику и порядок не утверждены, так что пока не ясно, какая компенсация должна выплачиваться, кем и в каком объеме.

На данный момент представлены только проект Постановления Правительства РФ о методике расчета компенсации и проект Постановления Правительства РФ о порядке принятия решения о предоставлении права использования в соответствии со ст. 1360 ГК РФ. Оба проекта были подготовлены Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (далее – «ФАС России»).

В соответствии с проектами указанных постановлений:

  • Основанием для принятия решения об использовании объекта патентного права без согласия патентообладателя может стать наличие «совокупности факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороне и безопасности, в том числе жизни и здоровью граждан»;
  • Предложение об использовании патента должен вносить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере (например, в случае с охраной жизни и здоровья граждан – Минздрав России);
  • Выбор пользователей, которым будет предоставлено право использования, должен осуществляться на основе конкурсного отбора;
  • Размер компенсации исчисляется в твердой сумме, рассчитываемой от выручки правообладателя, полученной на территории РФ в результате продажи товаров, в которых был использован объект патентного права (например, при выручке в 1 млрд. рублей такое вознаграждение составит 1 миллион рублей; максимально возможный объем вознаграждения – 5 миллионов рублей);
  • Указанное вознаграждение выплачивается каждым пользователем, которому будет предоставлена такая «лицензия», единоразово, за весь срок использования патента.

Разработанные ФАС России проекты Постановлений Правительства РФ в представленной редакции явно являются недоработанными, в том числе отличаются отсутствием единообразия в используемых формулировках, что позволяет довольно широко толковать возможности государства по принятию решения об использовании патентов без согласия правообладателя.

 

Что эти изменения значат?

Фактически изменениями в принятой редакции государству предоставлены довольно произвольные полномочия по ограничению монополии правообладателя патентов. Цели такого ограничения очерчены в ст. 1360 ГК РФ слишком широко, что позволяет подгонять под них практически любое использование для нужд государства.

Изменения могут стать неблагоприятным прецедентом для компаний, чьими активами являются объекты патентного права: это не только фармакологические компании, но и, например, нефтеперерабатывающие компании, а также компании, связанные с тяжелой и легкой промышленностью. Не исключено, что нововведения могут использоваться и в отношении иностранных компаний, обладающих патентами в России или ЕАЭС: некоторые эксперты полагают, что возможность предоставления принудительной лицензии может быть использована в качестве рычага давления на иностранные компании, участвующие в государственных закупках.

На сегодняшний день нет ни до конца сформировавшегося правового регулирования, ни соответствующей судебной практики. Остается только надеяться, что законодатель сможет разработать решение, учитывающее не только государственные цели, но и интересы правообладателей.

 

Данный обзор подготовили партнер Capital Legal Services Ирина Оникиенко, юрист практики интеллектуальной собственности Антонина Шишанова, помощник юриста Виктор Калужский. 



[1] Федеральный закон от 30.04.2021 № 107-ФЗ «О внесении изменения в статью 1360 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».


  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • Главная
  • Услуги
  • Проекты
  • Команда
  • Карта сайта
© 2025 ООО "КЛС". Все права защищены
Правовая информация