Обзоры законодательства
Режим повышенной готовности в Москве
- Дата: 07.04.2020
На территории г. Москвы действует указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» С учётом всех изменений в Указе содержатся следующие указания:
- Указ Мэра Москвы предписывает по 1 мая 2020 года временно приостановить:
- посещение гражданами зданий для проведения досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных мероприятий, в том числе ночных клубов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок;
- посещение гражданами территорий общегородского значения, указанных в приложении 2 к Указу.
- Указ мэра Москвы рекомендует гражданам воздерживаться от посещения религиозных объектов.
- Граждане, проживающие на территории г. Москвы, обязаны соблюдать социальное дистанцирование и не покидать места проживания или пребывания, за исключением:
- обращения за экстренной помощью или иной угрозе жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) осуществления деятельности, которая не была приостановлена в соответствии с Постановлением;
- передвижения по г. Санкт-Петербургу, если они связаны с осуществлением деятельности, не приостановленной в соответствии с Постановлением (например, услуги доставки);
- следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не была ограничена Указом;
- выгула домашних животных, на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
- выноса отходов до ближайшего места их накопления.
Срок действия данного пункта не установлен.
- Граждане старше 65 лет или имеющие хронические заболевания, перечисленные в приложении 3 к Указу, обязаны соблюдать режим самоизоляции до 1 мая 2020 года.
Ответственность за несоблюдение режима самоизоляции и иных предписаний органов исполнительной власти
За какие действия установлена ответственность в новых статьях КоАП РФ?
С 1 апреля 2020 в КоАП РФ были внесены изменения, связанные с ужесточением административной ответственности за нарушение режима самоизоляции.
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 3 ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за действия, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, если они привели к причинению вреда здоровью человека или его смерти, но не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Часть 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за деяние, указанное в ч. 1 этой статьи, которое повлекло причинение вреда здоровью человека или имуществу, (исключение – деяние подпадает под ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ или уголовно наказуемо), либо за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Какая ответственность установлена за нарушение данных правил?
Нарушение предписаний ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 6.3 КоАП РФ), а ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ - в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Нарушение предписаний ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ - в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Установлена ли административная ответственность на уровне Москвы? Если да, то в каком объеме?
2 апреля 2020 года КоАП города Москвы был дополнен статьёй 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы».
Согласно ч. 2 данной статьи, необеспечение режима самоизоляции или иное нарушение нормативно-правовых актов города Москвы, направленных на введение режима повышенной готовности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей. Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 3.18.1 КоАП города Москвы).
Если лицо, проживающее в Москве, нарушает режим самоизоляции, то к какой ответственности оно будет привлечено?
В связи с наличием нескольких норм об ответственности, на наш взгляд, лицо должно привлекаться к ответственности следующим образом:
- если лицо не исполняет предписание Главного государственного врача г. Москвы об изоляции в домашних условиях, тоорганы внутрениих дел вправе привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- если лицо нарушает режим самоизоляции, то оно может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа от одной до тридцати тысяч рублей;
- если действияне формируют состав правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ, или действия формируют состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ, но протокол составляют сотрудники органов внутренних дел, то органы внутренних дел вправе применить ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей.
Вышеизложенные выводы, подтверждаются следующим.
Практика субъектов Российской Федерации неоднородна: существует практика привлечения к административной ответственности за указные действия как по ч. 2 ст. 6.3, так и по ст. 20.6.1 КоАП РФ. На наш взгляд, на территории г. Москвы привлечение к административной ответственности за указанные действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ невозможно в связи со следующим.
Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Согласно ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в указанной области основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Однако, Мэр города Москвы, принимая Указ от 5 марта 2020 года №12-УМ, руководствовался полномочиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с чем Указ, на наш взгляд, не является частью законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Другими словами, выбор статьи, по которой гражданин будет привлечён к административной ответственности, зависит от того, в рамках какого режима были введены ограничения: если они были введены в рамках карантина (как, например, в Краснодарском крае), то должна применяться ст. 6.3 КоАП РФ, если в рамках режима повышенной готовности (как в г. Москве), то должна применяться ст. 20.6.1 КоАП РФ. Исключением будет ситуация, когда гражданину было выдано законное постановление должного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (например, Главного государственного врача г. Москвы), об изоляции в домашних условиях. За нарушение такого предписания лицо должно быть привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Примечательно, что согласно ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) имеют полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях только по ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ, но не по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Полномочия по составлению административных протоколов по данной статье имеются у должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также у должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых должен быть утверждён руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Важно отметить, что 7 апреля 2020 года Распоряжением Правительства Российской Федерации было утверждено соглашение, по которому органы внутренних дел получили полномочия составлять административные протоколы по ст. 3.18.1 КоАП города Москвы.
На данный момент правоохранительные органы и суды г. Москвы неоднородно применяют указанные нормы: за нарушение режима самоизоляции граждане могут привлекаться к административной ответственности как по ст. 6.3. КоАП РФ, так и по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Исходя из практики других субъектов Российской Федерации, существует большая вероятность отмены штрафов по ст. 6.3. КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.