Обзоры законодательства
Защита товарных знаков в ЕАЭС: быстрее, проще, дешевле?
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 11.12.2018
5 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге члены Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подписали Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, проект которого был одобрен Советом ЕЭК ещё 17 марта 2016 года.
Настоящим Договором устанавливается единая система регистрации и правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров (НМПТ), действие которой будет распространяться на территорию всех государств-членов ЕАЭС. Для предоставления обозначению правовой охраны заявителю достаточно будет подать заявление в уполномоченный государственный орган одного из государств-членов (ведомство подачи) и уплатить установленные пошлины. Дальнейшая процедура проходит без участия заявителя: ведомство подачи направляет поданную заявку в патентные ведомства других государств, каждое из которых проводит самостоятельную экспертизу заявленного обозначения и устанавливает возможность предоставления обозначению правовой охраны на территории соответствующего государства.
Основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака ЕАЭС, предусмотренные статьёй 8 Договора, ничем не отличаются от оснований, предусмотренных ГК РФ.
Следует отметить, что обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ЕАЭС только в том случае, если препятствия для регистрации будут отсутствовать во всех государствах-членах ЕАЭС. Если хотя бы в одном из государств существуют основания для отказа в регистрации (например, ранее зарегистрированный в одной из стран отношении однородных товаров товарный знак, который сходен до степени смешения с заявленным обозначением), то зарегистрировать товарный знак ЕАЭС не получится.
Отметим также, что статьей 14 Договора предусмотрена замена национальных регистраций товарного знака регистрацией товарного знака Союза, если тождественное обозначение зарегистрировано:
- на имя одного и того же правообладателя;
- во всех государствах-членах ЕАЭС;
- в отношении полностью или частично совпадающих перечней товаров.
При этом срок действия исключительных прав на товарный знак Союза будет равен сроку действия той национальной регистрации, которая истекает позднее.
Введение единой системы регистрации товарных знаков и НМПТ, конечно, не исключает возможность зарегистрировать обозначение в каждом государстве-члене ЕАЭС по национальной процедуре, кроме того, заявка на регистрацию товарного знака Союза также может быть преобразована в национальную заявку в государстве подачи по ходатайству заявителя.
Введение единой системы регистрации товарных знаков и НМПТ ЕАЭС, как представляется, облегчит защиту прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности. В частности, представляется закономерной взаимосвязь между введением товарных знаков и НМПТ ЕАЭС и введением Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности ЕАЭС (Единого ТРОИС ЕАЭС) в соответствии с положениями статьи 385 Таможенного кодекса ЕАЭС. В настоящий момент функционируют только национальные таможенные реестры, соответственно, для защиты исключительных прав необходимо обращаться в уполномоченные органы каждой страны ЕАЭС отдельно. С началом функционирования Единого ТРОИС ЕАЭС этот процесс значительно упростится – если объект интеллектуальной собственности охраняется во всех странах ЕАЭС (такими объектами будут являться товарные знаки и НМПТ Союза), его можно будет зарегистрировать в Едином ТРОИС ЕАЭС, не обращаясь в таможенные органы каждого государства-члена ЕАЭС.
Следует также отметить, что в настоящий момент предоставление обозначениям правовой охраны во всех государствах-членах ЕАЭС возможно путём подачи одного заявления во Всемирную организацию интеллектуальной собственности в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом к нему. Однако, система, предусмотренная Договором, будет иметь ряд преимуществ по сравнению с Мадридской системой. В частности, Договором устанавливаются сокращённые сроки экспертизы заявленного обозначения в национальных ведомствах: если сейчас проведение экспертизы заявленного обозначения и вынесение решения по её результатам занимает в государствах-членах ЕАЭС 12-18 месяцев, то срок на совершение указанных действий, предусмотренный статьёй 9 Договора, составляет 6 месяцев с даты направления опубликованной заявки в национальные ведомства.
Кроме того, ожидается, что процедура регистрации товарных знаков ЕАЭС будет дешевле вследствие более низкого размера пошлин по сравнению с пошлинами, установленными за совершение регистрационных действий в рамках Мадридской системы.
В то же время, несмотря на то, что Договор подписан, ожидается, что система регистрации товарных знаков ЕАЭС начнёт действовать после 2020 года. Это связано с тем, что для вступления Договора в силу необходимо утвердить Инструкцию, устанавливающую процедуру регистрации товарных знаков Союза, а также провести необходимые внутригосударственные процедуры.
![]() |
Елена Бергер Санкт-Петербург Тел.: +7 (812) 346 79 90 |
![]() |
Владислав Щербатых Санкт-Петербург Тел.: +7 (812) 346 79 90 |
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Елене Бергер или Владиславу Щербатых в офис Capital Legal Services в Санкт-Петербурге.
Целью настоящего обзора является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая в той или иной степени может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
www.facebook.com/capitallegalservices