Публикации
Чистка рынка: обелят ли российскую розницу новые поправки в Закон о защите прав потребителей?
- Автор: Дмитрий Чурин
- Дата: 09.11.2018
Безнал и кэш – игра на равных?
История законодательных усилий, направленных на то, чтобы обязать всех ритейлеров принимать к оплате банковские карты, похоже, близится к логическому завершению. В начале октября председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что, возможно, с 2021 года расплатиться картой можно будет в любом интернет-магазине, что стало последним штрихом в законодательном полотне, касающимся этой непростой проблемы.
Напомним, что очередной виток начался с инициативы обязать все интернет-магазины принимать безналичные платежи по карте «Мир», которую в конце прошлого года предложила АКИТ. Акцент при этом делался на том, что доля микропредприятий в интернет-торговле составляет 50–80%, а значит, потребитель лишен возможности оплачивать услуги и товары национальной картой. Правительство проект не поддержало на основании того, что он дискриминирует интернет-продавцов, так как у их офлайн-конкурентов нет обязанности принимать карты «Мир» (в настоящее время прием этих карт обязателен только для всех предприятий с выручкой более 40 млн руб.). В итоге законопроект был отправлен на доработку, и А. Аксаков, как один из его соавторов, заявил, что разработчики учтут замечания правительства.
В мае текущего года законопроект был доработан – и в нем появилось предложение с 2020 года обязать к приему карт всех платежных систем все розничные компании с оборотом от 10 млн руб. Правда, интернет-платежи в тот раз остались «за бортом». В новейшей же редакции проекта поправок в Закон «О защите прав потребителей» к июлю 2019 года порог снизят до 20 млн рублей, а к 2021-му – до нуля, и, таким образом, через два с небольшим года все интернет-магазины будут обязаны принимать оплату онлайн.
Некоторые эксперты полагают, что малому бизнесу введение безналичного расчета будет невыгодно из-за высокой комиссии за эквайринг, что может помешать успешной реализации законопроекта. Другие – например, президент НАДТ Александр Иванов, уверены, что ловля микроскопических нарушителей закона экономически бессмысленна, т. к. в итоге обойдется слишком дорого самому государству. <...>
Переход к безналичной экономике – вопрос времени
Также мы обратились к Дмитрию Чурину, руководителю Корпоративной практики юридической фирмы Capital Legal Services в Санкт-Петербурге, с вопросом, действительно ли законопроект обелит интернет-рынок либо разорит в том числе совсем мелких предпринимателей?
По его мнению, учитывая темпы развития современных технологий, вопрос о переходе на безналичные платежи носит исключительно временный характер. При этом одним из сопутствующих этапов отказа от наличности является обеспечение возможности использовать для оплаты банковские карты в любом месте, в том числе при совершении покупок в интернет магазинах и тем более – в офлайн-точках.
В связи с вышесказанным намерение обязать принимать банковские карты (в отношении как онлайн-, так и офлайн-торговли) представляется обоснованным. С одной стороны, такое нововведение предоставит покупателям больше вариантов оплаты, а с другой – будет способствовать развитию финансового сектора и модернизации общества в целом. Одновременно обоснованны и ожидания относительно «обеления» рынка: снижение наличного оборота, который сложно отследить и контролировать, пропорционально уменьшит долю «серых» денег в экономике.
В то же время, при оценке снижения порога оборота, с которого возникает обязанность по безналичному приему, до нуля, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, если банки-эквайреры не снизят процент за проведение безналичных операций, такие нововведения отрицательно коснутся не только малого и даже среднего бизнеса, но и самих потребителей – стоимость товара (услуг) может быть увеличена на сумму дополнительного расхода.
Во-вторых, в контексте офлайн-ритейла установление обязанности принимать карты представляется затруднительным и, возможно, невыполнимым к 2021 году, так как до сих пор далеко не везде есть интернет и мобильная связь.
В-третьих, по мнению эксперта, требует дополнительного внимания потенциальная ситуация, когда при заказе в малоизвестном интернет-магазине покупатели будут выбирать именно наличный способ оплаты, чтобы застраховать себя от возможных негативных сценариев, а малый бизнес будет просто терять деньги на обеспечение возможности безналичной оплаты.
Для справки: На данный момент продавец, у которого выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), обязан обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Иными словами, продавец обязан принимать карты «МИР» к оплате.
Предусмотрено два критерия освобождения продавца от использования карты «МИР» (п. 1 ст. 16.1 ЗоЗПП):
· место оплаты находится там, где нельзя подключиться к мобильной связи или интернету;
· выручка от реализации товаров в конкретном торговом объекте составила менее RUB 5 млн за предшествующий календарный год.
В примерную программу законопроектной работы Государственной думы на декабрь 2018 года уже включен законопроект № 346659-7 касательно установления обязанности по принятию национальных платежных карт (в частности, карты «МИР») у всех продавцов, осуществляющих реализацию товаров с использованием интернета, вне зависимости от объема выручки такого продавца за предшествующий календарный год.
Материал подготовлен журналом Retail & Loyalty.
Полную версию статьи можно найти по ссылке: https://www.retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art2902498/