Публикации
Государственно-частная проверка. В приоритете – транспорт и ЖКХ
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 08.06.2015
№ 22-24 (707) 8 ИЮНЯ 2015
Автор статьи: Наталья Модель
Опыт успеха Санкт-Петербурга и Ленинградской области в реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) дал толчок для развития и другим регионам СЗФО. Анализ применения ГЧП показывает: паре крупных проектов ведущих регионов активно противостоит модель реализации нескольких проектов среднего формата. Регионы Северо-Запада демонстрируют принцип: «Меньше слов – больше дела».
Эксперты констатируют: в контексте импортозамещения регионам жизненно необходимы новые модели взаимодействия с частным капиталом. Привлечение инвесторов в нужные для экономик регионов отрасли через косвенные меры стимулирования (налоговые льготы, бюджетные гарантии) позволит направить потоки финансирования в нужное импортозамещающее русло. Предприятиям нужны гарантии, что с ними будут работать, и работать по заранее оговоренному плану. Поэтому заключение долгосрочных соглашений станет для производителей гарантией сбыта российской продукции, позволит заместить импорт и увеличить поступление налогов от развития собственной промышленности в бюджет. Модели партнерства с государством в разных сферах активно развиваются, давая понять, что ГЧП – это шаг к развитию эффективного диалога. Пока же по объему привлеченных инвестиций Северо-Запад уступает всем округам России, опережая показатели только Северного Кавказа.
Римма Толмачева, старший юрист юридической компании Capital Legal Services комментирует:
По сравнению с другими регионами в Санкт-Петербурге имеется хорошо развитое законодательство о ГЧП, также город обладает большим опытом в реализации ГЧП-проектов. Так, Санкт-Петербург признан лидером в России по применению механизмов ГЧП при реализации инфраструктурах проектов такими авторитетными организациями, как Всемирный банк. В число успешно реализованных городом проектов входят реконструкция аэропорта Пулково, строительство Западного скоростного диаметра и ряд других. Кроме того, Санкт-Петербург является первым регионом в России, принявшим свой закон о ГЧП, который впоследствии стал модельным законом для многих других регионов.
Что касается медленного роста увеличения числа проектов, проблема кроется скорее в отсутствии свободных финансовых средств у города, нежели в законодательном регулировании. Текущие экономические реалии и, как следствие, нежелание иностранных инвесторов вкладываться в долгосрочные проекты, также препятствуют динамичному развитию ГЧП в регионе. Следует отметить, что, начиная с 1 мая 2015 года, частный инвестор может напрямую направить государству инициативное предложение о заключении соглашения. Полагаем, что данное нововведение позволит государству сэкономить средства, необходимые для поиска инвесторов, что положительным образом может сказаться на динамике развития ГЧП.
Как показывает практика, наиболее перспективными остаются сферы транспорта и ЖКХ. При этом, что касается транспортной инфраструктуры, то здесь важно как строительство новых дорог и магистралей, так и развитие общественного транспорта. В настоящее время в Санкт-Петербурге идет активная работа по подготовке к реализации проекта создания линии легкорельсового транспорта для перевозок пассажиров между Санкт-Петербургом и Всеволожском.
<...>
Ознакомиться с полной версией статьи и комментарием Риммы Толмачевой, Старшего юриста юридической компании Capital Legal Services, можно в пдф версии данной статьи или на сайте издания: http://expert.ru/northwest/2015/24/gosudarstvenno-chastnaya-proverka/