Публикации
II Международный юридический форум: послесловие LI
- Автор: Владислав Забродин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 21.05.2012
Журнал Legal Insight: http://legalinsight.ru/
Владислав Забродин, Управляющий партнер Capital Legal Services, о госсударственно-частном партнерстве на II Петербургском Международном Юридическом Форуме
В России Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят в 2005 г., однако в мировой практике проекты ГЧП имеют более длительную историю. Впервые ГЧП было апробировано в Австралии, однако наиболее показательным в мире считается двадцатилетний британский опыт использования подобной формы взаимоотношений между государством и бизнесом. Директор по проектам строительства автомагистралей London Boroughof Hounslow Т. Воллес отметил, что за 20 лет в Великобритании реализовано более 700 проектов в формате ГЧП. Официально 95% реализованных проектов оцениваются как успешные, однако в прессе регулярно обсуждаются вопросы о прозрачности контрактов и завышенной стоимости каждого из объектов. Длительность контрактов (25 лет) также вызывает критику, поскольку брать на себя обязательства на столь длительный срок для государства слишком рискованно. Это свидетельствует о том, что сложности в реализации ГЧП-проектов есть везде.
Нужны ли вообще ГЧП-проекты, если государство гарантирует 100% вложенных частными инвесторами средств? В частности, министр внутренних дел, министр юстиции Исландии Й. Огмундур привел такой пример: «Мы строим новую тюрьму. Инвесторы предлагали нам реализовывать проект в формате ГЧП, но наши подсчеты показали, что строительство в рамках госзаказа дешевле». Партнер компаний Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle Э. Смит отметил, что по данным Национального аудиторского бюро Великобритании, в рамках ГЧП проект обходится на 14% дешевле, чем при обычной закупке: «Мировой дефицит инфраструктуры стоит нам триллионы долларов. У государств нет таких средств, а частный сектор не может развиваться без инфраструктуры».
Обсуждая развитие ГЧП в России, Управляющий партнер Capital Legal Services, консультант во всех ГЧП-проектах, реализуемых в Петербурге, В. Забродин отметил, что в апреле были внесены изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», сделавшие его более жизнеспособным. Основные поправки заключаются в том, что участники партнерства получили право отказаться от стандартной формы договора, ранее предусмотренной законом. Теперь концессионеры имеют право вести переговоры по итогам конкурса без возможности изменения уже оговоренных условий. Государство получило право на заключение соглашений с неограниченным числом сторон, а концессионеры – на смену на любой стадии проекта объективно не устраивающего их подрядчика. Многие участники подчеркнули развитость в России регионального законодательства в сфере ГЧП, особо был отмечен региональный закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который рассматривается многими специалистами как наиболее продуманный, что приводит к высокой концентрации ГЧП-проектов в Северной столице. Обсуждая работу иностранных компаний в России в формате ГЧП без российского партнера, участники дискуссии пришли к выводу, что это практически невозможно. Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, курирующего сферу государственно-частного партнерства в городе, А. Чичканов привел в качестве примера конкурс на право строительства завода по переработке мусора, прошедший в прошлом году: «Предквалификацию конкурса прошли три иностранных консорциума. Победителем стал греческий консорциум Aktor Concessions S.A. Это редкость, но все-таки показатель того, что наши конкурсы – это не «междусобойчик больших ребят из России». Юристы сошлись во мнении по поводу того, что в России для государственно-частного партнерства работы – непочатый край, в первую очередь в области транспортной инфраструктуры, инженерии, социальных объектов.