Публикации
Какие возможности свежепринятое законодательство открывает перед рынком коммерческой недвижимости?
- Автор: Елена Степанова
- Услуга: Недвижимость и строительство
- Дата: 08.02.2021
«Пандемический» 2020-й заставил законодателей и чиновников работать в режиме реального времени: «с колес» принимались даже те акты, на рассмотрение которых еще недавно требовались месяцы и годы. Партнер Capital Legal Services, руководитель практики Недвижимости и строительства Елена Степанова назвала для журнала CRE (Commercial Real Estate) самые важные законопроекты из 2020 года, продолжающие изменять рынок коммерческой недвижимости:
«Законодательные изменения, которые мы наблюдали в 2020 году, по большей части были ориентированы на попытку решения нестандартных задач в экстраординарных условиях, с которыми ранее государство не сталкивалось. Ситуация, связанная с пандемией, требовала действенных мер поддержки и разработки новых механизмов регулирования, которые в идеале, с одной стороны, должны быть эффективными, а с другой – не должны приводить к асимметрии в защите интересов. Насколько это удалось по факту нашему государству, мы все уже успели оценить непосредственно в 2020 году.
Так, к разряду знаковых законодательных изменений 2020 года, существенным образом повлиявших на рынок, можно отнести, конечно, Федеральный закон от 01 апреля 2020 года № 98-ФЗ, а также принятое в его развитие Постановление № 439 от 03 апреля 2020 года, в соответствии с которыми арендаторам в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса и принятых государством ограничений, было предоставлено право требовать снижения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования ими имущества, а также были установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды.
Много эмоций и оживленных дискуссий на стадии рассмотрения и принятия вызвал также Федеральный закон от 08 июня 2020 года №166-ФЗ, который предоставил право арендаторам малого и среднего предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей экономики потребовать снижения арендной платы, а при недостижении соглашения с арендодателем – отказаться от договора аренды в срок до 01 октября 2020 года. По факту же предложенные государством меры не позволили ни одной из сторон получить желаемого результата: собственники и арендаторы договаривались о компромиссных подходах и самостоятельно находили выход из сложившейся ситуации. Многие отрасли так и не дождались отнесения их государством к разряду «наиболее пострадавших», а собственники – конкретной финансовой поддержки.
Помимо «ковидных», в 2020 году были реализованы и иные законодательные новеллы, которые окажут значительное влияние на отрасль в 2021 году. Так, к наиболее масштабным можно отнести Федеральный закон от 30 декабря 2020 года №494-ФЗ, которым вводится единый институт комплексного развития территорий. При этом власти ожидают, что новый закон заработает в полную силу в наступившем году в 15–20 регионах страны. Обращает на себя внимание ряд законодательных изменений регионального уровня. Так, например, Постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2020 года №2019-ПП был, среди прочего, уточнен порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Теперь к расчету платы применим дополнительный коэффициент местоположения, равный: 8,0 – для земельных участков в границах территории «новой» Москвы (ТиНАО) и 2,0 – для иных территорий города. Данное изменение вызывает обоснованные опасения в части неизбежного удорожания строительных проектов и необходимости пересмотра подходов к их реализации.
С полным текстом материала и комментариями других экспертов можно ознакомиться по этой ссылке.