Публикации
Максимум выгоды
- Автор: Владислав Забродин
- Услуга: Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
- Дата: 21.05.2012
Газета Коммерсантъ: https://www.kommersant.ru/Daily
Приложение "Review Петербургский Юридический форум", №89/П (4874)
Участники круглого стола, посвященного тематике государственно-частного партнерства (ГЧП), сосредоточились на обсуждении его правовых аспектов, перспектив и особенностей развития.
Впервые ГЧП было апробировано в Австралии, однако наиболее показательным в мире считается уже 20-летний британский опыт использования подобной формы взаимоотношений государства и бизнеса. В России федеральный закон "О концессионных соглашениях" был принят в 2005 году.
Представитель британской школы государственно-частного партнерства Тревор Воллес, директор по проектам строительства автомагистралей London Borough of Hounslow, поделился с коллегами тем, что за 20 лет в его стране реализовано более 700 проектов в формате ГЧП. Британцы строили таким образом здания судов, школы, тюрьмы, пожарные части. И хотя, по словам господина Воллеса, 95% реализованных проектов оцениваются как успешные, "наши газеты зачастую задают вопросы о прозрачности контрактов и завышенной стоимости каждого из объектов. Мы слышим критику по поводу 25-летних контрактов, поскольку для государства слишком рискованно брать на себя обязательства на столь длительный срок".
Подобное высказывание вызвало удивление у российских юристов, привыкших воспринимать английскую схему ГЧП как образец для подражания.
По словам Алексея Зверева, старшего юридического советника Европейского банка реконструкции и развития, на сегодняшний день региональное законодательство о государственно-частном партнерстве принято в 36 регионах России, однако передовиком в плане внедрения формата ГЧП является Санкт-Петербург. "Продвинутые регионы стараются реализовать проекты по своим, а не федеральным законам",— констатировал Федор Теселкин, старший юрист Freshfields Bruckhaus Deringer.
Владислав Забродин, управляющий партнер Capital Legal Services (консультант во всех ГЧП-проектах, реализуемых в Петербурге), напомнил, что в апреле были внесены изменения в закон "О концессионных соглашениях", сделавшие документ более жизнеспособным. Основные поправки заключаются в том, что участники партнерства получили право отказаться от стандартной формы договора, ранее предусмотренной законом. Во-вторых, концессионеры теперь имеют право вести переговоры по итогам конкурса без возможности изменения уже оговоренных условий. В-третьих, государство получило право заключать соглашения с неограниченным числом сторон. И, наконец, концессионеры получили право на смену подрядчика, объективно не устраивающего их, на любой стадии проекта.
При этом региональный закон "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" господин Забродин охарактеризовал как показательный пример для других регионов России.
Обсуждая возможности иностранных компаний работать в России в формате ГЧП без российского партнера, участники дискуссии пришли к выводу, что это практически невозможно. Алексей Чичканов, председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга (именно это ведомство курирует в городе вопросы государственно-частного партнерства.— "Ъ"), привел в качестве другого примера конкурс на право строительства завода по переработке мусора, прошедший в прошлом году: "Предквалификацию конкурса прошли три иностранных консорциума. Победителем стал греческий консорциум Aktor Concessions S.A. Это редкость, но все-таки показатель того, что наши конкурсы — это не междусобойчик больших ребят из России".
Йонассон Огмундур, министр внутренних дел—министр юстиции Исландии, выступил против государственно-частного партнерства: "Мы строим новую тюрьму. Инвесторы предлагали нам реализовывать проект в формате ГЧП. Но наши подсчеты показали, что строительство в рамках госзаказа дешевле. Поэтому мы строим тюрьму сами". Отрекомендовав себя бывшим профсоюзным деятелем, господин Огмундур отрицательно высказался против 20-30-летних обязательств государства перед инвестором: "Это очень привлекательный механизм для государства — не вкладывать никаких денег здесь и сейчас. Но это будет очень разрушительно для налогоплательщиков в будущем".
Исландскому министру возразил Энтони Смит, партнер компаний Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle, сказав, что, по данным Национального аудиторского бюро Великобритании, в рамках ГЧП проект обходится на 14% дешевле, чем при обычной закупке.
Юристы сошлись во мнении, что в России для государственно-частного партнерства работы непочатый край, в первую очередь это транспортная инфраструктура, инженерия, социальные объекты.