Публикации
Ваш самолет, ваш малый бизнес
- Дата: 13.02.2013
Дерек Блум, Партнер Capital Legal Services
Когда вы начинаете планировать покупку самолета, вы, по сути, планируете новый бизнес и вам необходим подробный бизнес-план. Для ведения своего бизнеса вы должны иметь бюджет, отчет о прибыли, балансовую документацию, как и в любом другом бизнесе. Вы можете планировать, что доход от вашего нового бизнеса будет равен нулю, и вы настолько богаты, что вас устраивает бизнес, приносящий только убытки.
Вы являетесь таким олигархом? Или вы хотите, чтобы ваш бизнес приносил доход? Вы будете сдавать самолет в чартер другим людям?
Выбрали ли вы наиболее подходящий самолет? Главное, подобрать самолет, который будет выполнять поставленные вами задачи настолько экономически эффективно, насколько вы считаете это необходимым. Российские покупатели, как правило, покупают самолеты, по более высокой цене и которые более дорогие в эксплуатации, чем это необходимо для осуществления запланированных рейсов. Решение о том, какое оборудование вы собираетесь купить, имеет решающее значение для успеха или провала вашего нового бизнеса.
Вы согласны заниматься этим делом в убыток в денежном плане, а не быть довольными тому, что вы платите более низкую цену по сравнению со своими клиентами (2.500 евро за час по сравнению с 5.500 евро, как описано ниже)?
Оцениваете ли вы выгодность амортизации вашего самолета? Позволит ли ваша корпоративная структура использовать амортизационные отчисления?
Каков ваш план по уплате НДС и возможно, по зачету в счет входящего НДС более крупной российской компании? Позволит ли ваша корпоративная структура возместить расходы на НДС за счет входящего НДС от иной деятельности?
Ваш малый бизнес, скорее всего, будет являться совместным предприятием, если вы не собираетесь организовывать летный отдел в форме дочерней компании. Это делается очень редко в России.
Вам, скорее всего, понадобится организовать партнерство с Эксплуатантом, являющимся держателем АОС (сертификат эксплуатанта). Вы будете делить доходы от своего бизнеса со своим партнером.
Но это особенное партнерство. Вы оплачиваете все расходы. Ваш партнер получает процент от валового дохода. Кому нужен такой партнер? Получается, вам нужен.
Где вы организуете данный бизнес?
К сожалению, примерно 450 деловых самолетов, принадлежат российским физическим и юридическим лицам, и только около 30 из этих самолетов зарегистрированы в России.
Бизнес, в котором задействовано 420 остальных самолетов, размещен за пределами России.
Это представляет собой Большую упущенную выгоду для Санкт- Петербурга, о которой я говорю.
На сегодняшний день, из-за НДС в 18%, взимаемого при ввозе, девяносто пять процентов российских собственников деловых воздушных судов, регистрируют свои самолеты где угодно, только не в России.
В этой связи возможны хорошие новости, о чем я сейчас расскажу. По всей видимости, в правительстве России воспринимают идею отмены НДС для деловых самолетов, ввозимых в Россию и включаемых в российский сертификат эксплуатанта.
Давайте посмотрим на бизнес план одного самолета, приобретаемого одним из наших клиентов.
Данный бизнес организовывается в центральной Европе, не в России. На самолете будут летать в Россию и между городами в России в соответствии с ограничениями на каботаж, применимыми к эксплуатации в России воздушных судов с иностранной регистрацией.
В этом случае, планируется, что самолет будет использоваться 200 часов в год собственником и 500 часов в год чартерными клиентами.
Что касается Дохода, если удастся набрать 500 чартерных часов по цене 5.500 евро за час, то данный самолет будет приносить валовой доход от чартерный продаж в размере 2.750.000 евро в год.
После вознаграждения от продаж в 330.000 евро в год (12% от продаж идет Эксплуатанту), чистая сумма от чартерных продаж составит 2.420.000 евро.
Что касается «стоимости проданных товаров», итого издержки на эксплуатацию данного самолета в течение года составят 2.923.164 евро.
Фиксированная сумма затрат в размере 966.864 евро в год уходит на техническое обслуживание, заработную плату экипажа и затраты на экипаж.
Итого фиксированные издержки на управление составят 169.200 евро в год, в дополнение к вознаграждению от продаж.
На самолете будут работать 4 пилота на полную ставку и 2 борт-проводника. Они будут зарабатывать 444.000 евро в год.
Итоговые переменные издержки на эксплуатацию данного самолета, включая топливо, техническое обслуживание, хэндлинг и иные расходы составят 1.787.100 евро в год.
С точки зрения собственника, ожидается, что издержки на расходы на эксплуатацию самолета в течение 700 часов превысят доход на 503.164 евро (Это 2.923.164 евро минус 2.420.000.).Это означает, что 200 часов использования самолета в год обойдется собственнику в 2.516 евро в час.
С точки зрения Правительства Санкт-Петербурга, около 3.000.000 евро будет потрачено в этом городе, где данный самолет базируется благодаря фиксированным и переменным издержкам.
Проблема для Правительства Санкт-Петербурга заключается в том, что рассматриваемый город – не Санкт-Петербург, а какой-то город в Центральной Европе.
Желает ли правительство Санкт-Петербурга, в принципе, чтобы данный доход получил Санкт-Петербург?
Я знаю, что несколько жителей Санкт- Петербурга, которым принадлежат бизнес-джеты, и которые базируют их в Европе, а не здесь в Санкт- Петербурге, или в другом месте в России.
Давайте предположим, что 20 деловых самолетов были бы размещены в Санкт- Петербурге, если бы стоимость НДС, взимаемого при ввозе не делала бы экономически невозможным базирование самолетов здесь.
3.000.000 евро умножить на 20 равно 60.000.000 евро.
Каждый год, текущее положение дел приводит к потере дохода Санкт-Петербургом в размере 60.000.000 евро.
Было бы 80 высокооплачиваемых пилотов и 40 борт проводников. Было бы 80 высокооплачиваемых механиков. В Санкт- Петербурге могли бы быть 2 или 3 оператора наземного обслуживания для поддержки данных воздушных судов. Существенные суммы инвестировались бы в строительство ангаров и других объектов для данных самолетов.
Пожалуйста, ознакомьтесь в приложении со статьей, посвященной инвестициям, которые последовали бы, если бы российские собственники нескольких сотен деловых самолетов могли бы получить льготы на размещение данных самолетов в России.
Очевидно, что присутствуют большие потери доходов каждый год, приводящих к тому, что подавляющее большинство самолетов, принадлежащих российским лицам, зарегистрированы не в России.
В этой связи, есть причина считать, что в этом году в решении данной ситуации появится прогресс.
Мы, в лице Capital Legal Services, возглавляем усилия с Объединенной Национальной Ассоциацией Деловой Авиации (ОНАДА) для того, чтобы осведомить правительственных чиновников об их возможности обеспечить экономический рост в крупнейших городах России путем освобождения деловых самолетов, используемых в коммерческих целях от 18-процентного НДС, взимаемого при ввозе.
На сегодняшний день, определенные ключевые личности в Белом доме и Министерстве по экономическому развитию и Министерстве транспорта поддерживают предложение по отмене НДС, взимаемого при ввозе деловых для самолетов, используемых в коммерческих целях.
Мне давно уже казалось, что придет день, когда властные и обеспеченные россияне, которые владеют и пользуются деловыми самолетами, воспользуются своей властью в российском обществе для внесения необходимых правовых и налоговых изменений в законодательство, которые позволили бы им принять рациональное решение базировать свои самолеты в России.
Такое изменение в законодательстве, мы считаем, создаст основу для инвестиций в частный сектор и принесет ежегодную прибыль в размере десятков миллиардов рублей.
Это принесет пользу Санкт- Петербургу и России.
Мы надеемся, что нужные люди в правительстве города Санкт- Петербурга поддержат прилагаемое отмену НДС, взимаемого при ввозе для деловых самолетов.
Решение не поддерживать отмену НДС для деловых самолетов, ввозимых в Россию и используемых для коммерческих целей в России действительно является решением, позволяющим большому количеству других, уже достаточно обеспеченных европейских стран продолжить зарабатывать несколько миллиардов евро каждый год, которые тратят российские собственники таких самолетов.
Россия действительно должна сделать все необходимое, чтобы получить крупные суммы, потраченные и инвестированные в России.
Теперь, предполагая, что мы достигли успеха, возвращаясь к самолетам и вашему малому бизнесу, было бы более вероятно или по крайней мере менее невероятно что, вы будете выбирать организовать свой бизнес в России.
Основные документы, о которых ваши юристы будут говорить, следующие:
1. Протокол о взаимопонимании (Протокол о намерениях)
2. Договор купли-продажи воздушного судна
3. Финансовые документы на самолет, включая кредитный договор, договор залога, и скорее всего договор личного или корпоративного поручительства. Данные документы наложат ограничения на использование самолета.
Возможно, будет заключен договор аренды (лизинга) воздушного судна.
Возможно, будет заключен договор долевого владения.
4. Договор управления и фрахтования воздушного судна, изначально, договор совместного предприятия с вашим эксплуатантом/оператором.
Мы с радостью подготовим для вас данные документы, а также план для базирования вашего самолета в России.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Законопроект») предполагается:
- освобождение от налогообложения ввоза на территорию Российской Федерации «самолетов гражданских, используемых авиационным предприятием в коммерческих целях и включенных в сертификат российского эксплуатанта коммерческой гражданской авиации»;
- применение налоговой ставки 0 процентов при реализации «построенных гражданских воздушных судов, используемых авиационным предприятием в коммерческих целях», подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации или в реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, при условии заключения соглашения о поддержании летной годности (соглашении о передаче государству эксплуатанта всех или части функций и обязанностей государства регистрации в области поддержания летной годности воздушных судов в соответствии со статьей 83bis Конвенции о международной гражданской авиации (далее – «Соглашение 83bis»)) между Российской Федерацией и государством регистрации и последующим включением в сертификат российского эксплуатанта коммерческой авиации, и используемых в коммерческих целях. В настоящее время существует только семь стран, помимо республик бывшего СССР, с которыми у России заключены Соглашения 83bis. Это: (1) Ирландия, (2) Турция, (3) Швейцария, (4) Бермуды, (5) Австрия, (6) Болгария и (7) Малави.
Для установления данных налоговых льгот потребуется внести изменения в ст. 150, п. 1 ст. 164, ст. 165 Налогового кодекса РФ в части необходимых документов для подтверждения обоснованности ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Необходимость принятия данного Закона обусловлена рядом объективных причин.
1. В настоящее время освобождены от уплаты таможенных платежей «самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата более 2 000 кг и не более 20 000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек». Однако такое освобождение от уплаты таможенных платежей, по мнению Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (далее - ОНАДА), не является достаточным для того, чтобы большинство российских собственников бизнес-самолетов зарегистрировали свои бизнес-самолеты в России. Причины, по которым такие самолеты российских владельцев не базируются в России, многочисленны, но, по мнению ОНАДА, главным образом, имеют экономический характер. Основной причиной является необходимость уплаты налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов (далее – «НДС»), взимаемого при ввозе воздушного судна иностранного производства на территорию России. Необходимость уплатить НДС для большинства российских владельцев лишает смысла ввоз таких самолетов в Россию. Крупные российские предприятия, владеющие бизнес-самолетами иностранного производства, могут принимать таможенный НДС к возмещению в общем порядке на основании ст. 176 Налогового кодекса РФ или в заявительном порядке на основании ст. 176.1 Налогового кодекса РФ, который обеспечивает более «быстрое» возмещение НДС. Но 95% собственников, являющихся более мелкими предприятиями и состоятельными частными лицами, которые не имеют возможности столь же оперативно, либо вовсе возместить таможенный НДС, вынуждены признать, что платежи по таким налогам являются экономически нецелесообразными.
2. Количество бизнес-самолетов, принадлежащих прямо или косвенно российским юридическим и состоятельным частным лицам, по расчетам независимых экспертов, оценивается примерно в 450 единиц. Из этого числа сегодня только 30 бизнес-самолетов иностранного производства зарегистрированы в Российской Федерации. Таким образом, по сведению Росавиации, собственники подавляющего большинства из 420 бизнес-самолетов, к которому могла бы быть применена установленная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов в случае ввоза таких самолетов в Россию, хотя и желают, но не могут позволить себе зарегистрировать их в России, главным образом, из-за необходимости уплаты при их ввозе НДС. Обременительное налогообложение в сфере деловой авиации, приводит к тому, что российские владельцы бизнес-самолетов находят экономически обоснованным и предпочитают регистрировать свои бизнес-самолеты, нанимать экипаж и технический персонал и осуществлять техническое обслуживание таких самолетов за границей.
3. Законопроект призван обеспечить возможность на законных основаниях принимать на борт на территории России и перевозить пассажиров внутри России, для чего бизнес-самолет должен быть растаможен полностью или помещен под режим временного ввоза, зарегистрирован в России или включен в сертификат эксплуатанта на основании Соглашения 83bis.
4. Главный довод в поддержку Законопроекта заключается в том, что на сегодняшний день российский бюджет в любом случае фактически не получает таможенный НДС от российских владельцев нескольких сотен бизнес-самолетов, несмотря на то, что к таким самолетам могла бы быть применена установленная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов при ввозе таких самолетов в Россию. Российские владельцы, вынуждены базировать бизнес-самолеты за рубежом именно из-за того, что существует обязанность по уплате такого таможенного НДС, которая лишает смысла применение ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0 процентов. Вследствие чего, реально существующая таможенная льгота на практике не работает и не достигает своего целевого предназначения.
5. Правительство РФ убеждено, что влияние на российскую экономику от базирования нескольких сотен бизнес-самолетов будет очень позитивным. Базирование в России нескольких сотен бизнес-самолетов, зарегистрированных в настоящее время за рубежом, создаст тысячи новых рабочих мест и привлечет в гражданскую авиационную отрасль инвестиции в размере десятков миллиардов рублей. Российские собственники бизнес-самолетов ежегодно расходуют десятки миллионов рублей частных инвестиций на содержание и обслуживание своих бизнес-самолетов. Сегодня эти значительные доходы поступают к зарубежным операторам и экипажам, а не российским компаниям и пилотам. Правительство РФ ожидает, что принятие Законопроекта будет способствовать «возврату» таких доходов в российскую экономику, создаст новый сегмент частного бизнеса, включающий строительство и обслуживание новых аэродромов, гостиниц, ангаров для стоянки бизнес-самолетов, реконструкцию перронов, аэродромного оборудования и взлетно-посадочных полос, топливно-заправочных комплексов, сертифицированных предприятий технического обслуживания и ремонта, развитие рекреационной зоны при аэропортах, строительство офисных зданий.
Перечисленные обстоятельства будут способствовать реконструкции и модернизации российских аэропортов и создадут экономическую базу для модернизации российских аэропортов, используемых для полетов деловой авиации, что соответствует программе по модернизации российских аэропортов, озвученной президентом РФ в апреле 2011 г.
6. Суммируя вышесказанное, Законопроект призван создать благоприятные налоговые и экономические условия, чтобы стимулировать российских собственников бизнес-самолетов базировать их в России и эксплуатировать их с помощью российских операторов. Правительство РФ ожидает, что в случае создания благоприятного экономического климата для российских владельцев бизнес-самолетов, Россия от этого потенциально может получить значительную экономическую выгоду.
При подготовке Законопроекта учтен опыт зарубежных стран, согласно которому многие государства с развитой авиационной отраслью установили освобождение ввоза на свои территории самолетов от уплаты НДС, что подтверждается положениями Директивы Совета Европейского Союза 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года «Об общей системе налога на добавленную стоимость» в ч. "е" ст. 148.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не приведет к сокращению доходов (поскольку фактически в настоящее время доходы, формируемые за счет налогообложения ввоза и реализации гражданских воздушных судов с массой пустого снаряженного аппарата более 2 000 кг и не более 20 000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек отсутствуют) и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, исключая часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменяемую на основании Законопроекта.
«__» ______ 20__ года N ___-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5015, 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 31, ст. 3220, 3231; N 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3524, 3525; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 30, 38; N 24, ст. 2312; N 27, ст. 2707, 2710, 2717; N 30, ст. 3104, 3112, 3117, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12; N 3, ст. 280; N 10, ст. 1065; N 12, ст. 1233; N 23, ст. 2382; N 31, ст. 3436, 3443, 3452; N 45, ст. 4627, 4628; N 50, ст. 5279, 5286; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 20, 31, 39; N 13, ст. 1465; N 21, ст. 2462; N 22, ст. 2563, 2564; N 23, ст. 2691; N 31, ст. 3991, 4013; N 45, ст. 5716, 5417; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 18, ст. 1942; N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3591, 3611, 3614, 3616; N 48, ст. 5500, 5504, 5519; N 49, ст. 5723; N 52, ст. 6218, 6219, 6237; 2009, N 1, ст. 13, 21, 31; N 11, ст. 1265; N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772; N 29, ст. 3582, 3598, 3639; N 30, ст. 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5711, 5725, 5726, 5731, 5733, 5737; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 15, ст. 1737; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524; N 25, ст. 3070; N 31, ст. 4176, 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5756; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6409) следующие изменения:
1) статью 150 дополнить подпунктом 15 и 16 следующего содержания:
"15) самолеты гражданские, используемые авиационным предприятием в коммерческих целях и включенные в сертификат российского эксплуатанта коммерческой гражданской авиации.
2) пункт 1 статьи 164 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:
"11) построенных гражданских воздушных судов используемые авиационным предприятием в коммерческих целях, подлежащих регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации или в реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, при условии заключения соглашения о поддержании летной годности (соглашении о передаче государству эксплуатанта всех или части функций и обязанностей государства регистрации в области поддержания летной годности воздушных судов в соответствии со статьей 83bis Конвенции о международной гражданской авиации) между Российской Федерацией и государством регистрации и последующим включением в сертификат российского эксплуатанта коммерческой гражданской авиации, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса."
3) статью 165 дополнить пунктом 14 следующего содержания:
"14. При реализации или передаче в эксплуатацию соответствии с договором аренды, фрахтования или взаимного обмена воздушными судами или в соответствии с любым подобным договором товаров, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) на реализацию воздушного судна или передачу в эксплуатацию соответствии с договором аренды, фрахтования или взаимного обмена воздушными судами или в соответствии с любым подобным договором, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации или в реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, при условии заключения соглашения о поддержании летной годности (соглашении о передаче государству эксплуатанта всех или части функций и обязанностей государства регистрации в области поддержания летной годности воздушных судов в соответствии со статьей 83bis Конвенции о международной гражданской авиации) между Российской Федерацией и государством регистрации и последующим включением в сертификат российского эксплутанта коммерческой гражданской авиации в течение 45 дней с момента перехода права собственности на воздушное судно от налогоплательщика к заказчику;
2) документы, подтверждающие факт перехода права собственности или владения на воздушное судно от налогоплательщика к заказчику или владельцу;"
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва, Кремль
«__» _______ 20__ года
N ___-ФЗ