Новости
Солидарная ответственность по уплате таможенных пошлин: развитие практики
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: ВЭД / Таможенное право
- Дата: 08.02.2023
Одним из актуальных вопросов при закупке товаров иностранного происхождения на территории РФ является риск привлечения к уплате таможенных пошлин за нарушения, совершенные третьими лицами – импортерами или предшествующими покупателями в РФ.
Несмотря на то, что судебная практика по данному вопросу в частности (и по спорам с госорганами в целом) складывается неоднозначно, в большинстве случаев суды принимают сторону государственных органов. Однако нашей команде удалось защитить интересы клиента и спустя полтора года судебных разбирательств доказать отсутствие оснований для возложения солидарной ответственности на клиента и вернуть его товар.
В обзоре рассмотрим проблемные моменты и факторы риска в связи с приобретением иностранных товаров в РФ.
- Ответственность за нарушения третьих лиц
Наш клиент приобретал товары на внутреннем рынке РФ. Важно отметить, что изначально товары были ввезены на территорию ЕАЭС импортером, далее – куплены у него поставщиками, у которых наш клиент приобрел товары для розничной перепродажи в РФ. По информации таможни импортер при ввозе товаров на территорию ЕАЭС заполнил таможенные декларации с неточностями, в связи с чем таможенные органы по результатам проверки привлекли Клиента к солидарной ответственности по уплате таможенных пошлин.
Необходимо отметить, что у таможенных органов была информация об импортере товаров и его покупателях в РФ (поставщиках клиента), и, кроме того, таможня даже направляла данным лицам запросы в рамках проверки клиента. Между тем таможня не рассматривала данных лиц в качестве лиц, несущих обязанность по уплате таможенных пошлин, поскольку сами товары находились у клиента. Кроме того, финансовое положение Клиента позволяло им предполагать, что в случае привлечения к ответственности средства действительно поступят в бюджет.
Таким образом, привлечение к солидарной обязанности по уплате таможенных платежей является актуальным риском для предпринимателей, приобретающих иностранные товары на российском рынке у поставщиков, не имеющих достаточных средств для самостоятельного удовлетворения требований таможни. При этом у добросовестных приобретателей нет законодательно установленной возможности обязать таможенные органы обращаться с доначислениями к поставщикам, что приводит к необходимости защищать свои права в суде.
- Определение меры добросовестности
При решении вопроса о возможности привлечения покупателя на внутреннем российском рынке к солидарной обязанности по уплате таможенных платежей оценивается соблюдение им надлежащей осмотрительности и его добросовестность.
Категории осмотрительности и добросовестности – оценочные понятия, в связи с чем таможенные органы склонны трактовать термин в свете собственной выгоды. В частности, в деле Клиента таможенный орган настаивал на том, что стандарт добросовестности состоит в запросе всей возможной информации по товарам, контрагенту и импортеру у ответственных государственных органов РФ или стран ЕАЭС. Исходя из деловой практики и действовавшего на тот момент законодательства, Клиент не делал подобные запросы и даже не смог бы их направить, поскольку не был участником ВЭД.
Предприниматели действительно обязаны проявлять должную осмотрительность при осуществлении коммерческой деятельности, однако следование позиции таможни накладывало бы чрезмерные и несправедливые требования на предпринимателей, противоречило бы возможностям, потребностям и практике делового оборота, и суды трех инстанций подтвердили, что жесткая позиция таможни касательно добросовестности не учитывает фактических обстоятельств дела.
- Определение стоимости товаров
Также одной из проблем привлечения добросовестных приобретателей к солидарной обязанности по уплате таможенных платежей является произвольное определение таможенной стоимости товаров, в соответствии с которой и определяется размер взыскания. Законодательство устанавливает несколько последовательных методов определения такой стоимости, однако в случае с «незаконным» ввозом товаров таможенные органы вправе прибегнуть к использованию резервного метода, что приводит к завышению таможенной стоимости спорных товаров.
В случае с нашим клиентом таможенные органы определяли таможенную стоимость на основании цены товаров на внутреннем рынке РФ, несмотря на то, что у них имелся достаточный объем информации для определения стоимости по приоритетным методам, например, по стоимости идентичных товаров при ввозе их в ЕАЭС. Кроме того, при вынесении решения по результатам таможенной проверки таможня не привела расчет стоимости, в связи с чем итоговая сумма доначисления не была обоснована должным образом.
Таможенная стоимость товаров клиента не была предметом оспаривания в нашем деле, однако отсутствие ее обоснования таможенным органом послужило дополнительным аргументом в пользу позиции клиента.
Таким образом, на основании нашей практики мы можем выделить следующие рекомендации для снижения рисков претензий таможенных органов:
- следует запрашивать у поставщиков информацию о ввозе и декларировании товаров, в том числе о номере таможенной декларации, чтобы совершить запрос в таможенные органы;
- при проверке поставщика необходимо обращать внимание на наличие у него споров с таможенными органами, поскольку отсутствие претензий таможни на момент совершения сделки является дополнительным аргументов в пользу предпринимателя;
- при оформлении договора с поставщиком следует предусматривать условие о компенсации убытков в случае возникновения претензий у таможенных органов в результате нарушений, допущенных при ввозе товаров.
Несмотря на указанные проблемы и сложности, нам удалось защитить позицию клиента, и суды сразу трех инстанций (кассация, а также первая инстанция и апелляция на втором круге оспаривания) подтвердили незаконность решения таможни о доначислении таможенных пошлин, что способствует формированию позитивной для бизнеса практики. Подчеркнем, что лучшее решение проблемы – ее предотвращение, в связи с чем наша команда будет рада помочь Вам при анализе рисков привлечения к солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин.