Новости
ТОП-10 событий в IP & Digital 2023
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 28.12.2023
1. Земля – крестьянам, товарные знаки – физлицам
С 29 июня 2023 года физические лица могут быть правообладателями товарных знаков: подавать заявки и приобретать уже зарегистрированные товарные знаки.
Ранее зарегистрировать товарный знак в Роспатенте могли лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели: считалось, что только они ведут экономическую деятельность и предлагают свои товары и услуги. Но с появлением статуса самозанятого физические лица получили возможность вести законную предпринимательскую деятельность без регистрации ИП, а теперь вслед за налоговым законодательством обновилось и гражданское.
2. Будущее подкралось незаметно
Если вы читаете наш телеграм-канал, то слова «синтез голоса», «дипфейк», «нейросети», «машинное обучение» вам хорошо известны.
У Джорджа Мартина и Гильдии Авторов США нейросети не вызвали большого восторга. Писатели подали коллективный иск о нарушении авторских прав против OpenAI – разработчика ChatGPT, в котором указали, что чат-бот смог «написать» сиквелы, приквелы и краткие пересказы книг Джорджа Мартина. Суд еще не вынес решение, но это, вероятно, не последний иск к OpenAI.
Актеры тоже пострадали: технология «дипфейк» может всерьез отобрать у них карьеру. Мы уже рассказывали про случаи с Максимом Виторганом (лицо бедного актера заменили дипфейком и даже убрали его имя из титров) и с Киану Ривзом (актер даже не подозревает о том, что он забыл выключить утюг дома).
Технологическое развитие также создало угрозу для актеров дубляжа: Алена Андронова сделала запись своего голосу для обучения голосового помощника банка «Тинькофф». Впоследствии актриса обнаружила, что её голос активно используется для озвучки текстов разного содержания (в том числе эротического). Алена обратилась с иском к банку за незаконный синтез речи. Суд пока не вынес решения по её иску – на сайте Мосгорсуда указывается, что заявление оставлено без движения.
3. 500 тысяч рублей за пост в телеграме
Напомним, что еще с 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О рекламе». Теперь реклама в Интернете должна быть промаркирована с присвоением идентификатора (erid), а в Роскомнадзор должны передаваться все сведения, относящиеся к рекламе, включая копии договоров и актов.
В 2023 году появились новые составы административной ответственности за несоблюдение правил о маркировке (ч.15–17 ст.14.3 КоАП РФ). Так, распространение рекламы без идентификатора грозит наложением штрафа на компанию до 500 тысяч рублей. Равным образом могут быть оштрафованы компании за непредоставление сведений о рекламе в Роскомнадзор. А самые большие штрафы (до 700 тысяч рублей!) грозят операторам рекламных данных, если они нарушили свои обязанности.
Штрафы оказались вполне реальными: Роскомнадзор уже выписал первый штраф на 300 тысяч рублей - за отсутствие «erid» на трех постах в Telegram-канале предпринимателя.
В этом году команда CLS развивала свою экспертизу по вопросам маркировки Интернет-рекламы, а также делилась накопленными знаниями на площадке SPIBA и в рамках курса «Правовые основы блогинга». Презентации можно получить, направив запрос в отдел маркетинга по адресу marketing@cls.ru.
4. Мы делили апельсин (интеллектуальную собственность)
Этого ждали все: в первом чтении принят законопроект о сообладании исключительным правом.
В пояснительной записке отмечается, что на практике распространена множественность правообладателей – и далеко не всегда их интересы совпадают, что вызывает проблемы с распоряжением исключительным правом.
Законопроект предусматривает, что в некоторых случаях, в том числе по соглашению правообладателей, доли в исключительном праве могут быть выделены. Такое соглашение должно включать условия о порядке принятия решений о распоряжении исключительным правом, о выходе правообладателя из состава обладателей. Аналогично разрешаются вопросы о сообладании объектами патентного права, товарным знаком.
Также регламентируются правила распределения доходов и расходов правообладателей, порядок судебной защиты прав на «долевую» интеллектуальную собственность, а также правила обращения взыскания на исключительное право в целом и на долю в частности.
Пока законопроект был принят только в первом чтение, поэтому его ждет еще много поправок и уточнений, за которыми мы продолжим следить в 2024 году!
5. Сиротские произведения найдут себе дом?
В Госдуму был внесен законопроект, посвященный «орфанным» («сиротским») объектам авторских и смежных прав. Речь идет про объекты, которые еще не перешли в общественное достояние, но их правообладатель неизвестен или с ним не удалось связаться.
Нововведения призваны облегчить оборот исключительных прав: любое заинтересованное лицо может получить лицензию на орфанный объект, направив заявление в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами.
Если правообладатель «объявится», то он вправе расторгнуть все лицензионные договоры, заключенные без его участия, и потребовать от аккредитованной организации выплату вознаграждения.
Законопроект был принят в первом чтении при условии его доработки уже в 2024 году.
6. На пути к суверенному рунету
В конце 2023 года был подписан закон о запрете авторизации на российских сайтах с помощью иностранных сервисов.
Так, с 1 декабря 2023 года авторизация на российских сервисах будет возможна только через российскую электронную почту, по номеру телефона российского оператора, через Госуслуги, через Единую биометрическую систему, а также при помощи иных российских систем (например, через VK ID или Яндекс ID).
Речь идет именно про авторизацию - вход на сервис через существующий аккаунт (в другом сервисе). Например, ранее на некоторых российских сайтах была возможность не проходить регистрацию и не создавать новый аккаунт, а войти на сайт через сторонние сервисы, в том числе иностранные (Google, Apple). Сейчас авторизация при помощи иностранных сервисов недоступна.
7. Рекомендательные технологии раскрыты
С 1 октября 2023 года вступили в силу новые требования к сайтам и информационным системам, применяющим «рекомендательные технологии» (рекомендуем прочитать наш комментарий здесь).
Речь идет о технологиях, которые собирают и анализируют информацию о предпочтениях пользователя (какие страницы сайта он посещал, какие поисковые запросы направлял, какой продукцией интересовался). По такому принципу работают маркетплейсы («Вас могут заинтересовать…»), стриминговые сервисы («Рекомендованное: …») и соцсети.
Теперь все владельцы информационных ресурсов должны проинформировать пользователей об использовании рекомендательных технологий и разместить на своем сайте правила их применения. Невыполнение новых требований может привести к блокировке сайта Роскомнадзором и даже к уголовной или административной ответственности.
8. Персональным данным ужесточили выехд за границу
1 марта 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О персональных данных», касающиеся трансграничной передачи персональных данных.
Компания, осуществляющая передачу персональных данных за границу, обязана предварительно уведомить Роскомнадзор о намерении осуществлять трансграничную передачу (не путать с уведомлением о намерении осуществлять обработку персональных данных – это другое!). Роскомнадзор рассматривает уведомление в течение 10 рабочих дней и может либо вынести решение о запрете/ограничении трансграничной передачи, либо «молчаливо» одобрить.
Нарушение правил о трансграничной передаче персональных данных может привести к административной ответственности (ст. 13.11, ст. 19.7 КоАП РФ), к гражданской ответственности (убытки, моральный вред), а также привести к блокировке сайта оператора.
В мае 2023 года команда CLS проводила деловой завтрак на тему «Трансграничная передача персональных данных: как бизнесу жить с новыми правилами». Презентацию по этому мероприятию можно получить, направив запрос в отдел маркетинга по адресу marketing@cls.ru.
9. Конституционный суд на страже IP
2023 год порадовал нас новыми постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам интеллектуальной собственности.
Так, в январе КС РФ признал, что расходы, которая сторона понесла при рассмотрении спора в Палате по патентным спорам (патентные пошлины, выплаты экспертам, специалистам, переводчикам и проч.), подлежат возмещению проигравшей стороной. Раньше суды отказывали в их взыскании.
В марте КС РФ разъяснил, что выплата авторского вознаграждения за использование служебных изобретений, полезной модели или промышленного образца сама по себе не зависит от их фактического применения работодателем. Но суд может изменить размер вознаграждения в зависимости от степени использования служебного объекта и от личного вклада автора.
Под Новый год нас порадовали новым постановлением. Два аффилированных правообладателя предъявили исковые требования о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на сходные товарные знаки – КС РФ указал, что это не является злоупотреблением. Между тем, суды вправе снижать компенсацию, если она сильно превышает размер убытков правообладателя.
10. Очки шанель за 150 рублей
В начале 2023 года мы бурно обсуждали контрафактные очки CHANEL и Christian Dior (читайте наш комментарий здесь).
Иностранные правообладатели обратились к предпринимателю с иском о взыскании убытков за нарушение прав на товарные знаки в размере 125 тысяч рублей упущенной выгоды (исходя из стоимости оригинальных очков). Нарушитель настаивал на убытках в размере 900 рублей.
На первом рассмотрении суды удовлетворили иск. Но потом спор дошел до Верховного Суда: судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Правообладатели не доказали, что из-за контрафакта они не смогли получить доходы от продажи оригинального товара. Неочевидно, что потребители контрафактных очков за 150 рублей входят в группу потребителей оригинальной продукции Шанель и Кристиан Диор. На новом рассмотрении суд вынес решение о взыскании компенсации в 30 тысяч рублей (дело № А63-6499/2021).
Урок, который мы из этого вынесли – взыскание убытков может быть не самым эффективным способом защиты исключительного права.
С наступающим Новым годом и до встречи в 2024 году!