Обзоры законодательства
Новые старые IT-льготы
- Автор: Екатерина Смоловая
- Услуга: Налоговое право
- Дата: 27.07.2022
Налоговый IT-маневр продолжается и IT-компании вновь пытаются разобраться в хитросплетениях условий для применения налоговых льгот, в которые были внесены изменения 14.07.2022 Федеральным законом № 321-ФЗ (далее – «ФЗ №321»).
Напомним, что налоговые льготы заключаются в возможности использования IT-компаниями пониженной ставки налога на прибыль и установлении пониженной ставки по страховым взносам, не считая льгот по НДС, изменения в условия применения которых не вносились. При этом в соответствии с ранее действующим законодательством льготная ставка налога на прибыль составляла 3%, однако согласно ФЗ №321 на протяжении 2022–2024 годов будет применяться ставка 0%.
Ранее льготы можно было применять при выполнении трех условий: IT‑компания (далее также «Организация») должна пройти государственную аккредитацию, соблюсти требование о минимальной доле доходов от деятельности в сфере IT, также о минимальной среднесписочной численности работников. Об этом мы рассказывали здесь.
Основным изменением в 2022 году стала отмена требования о минимальной численности работников и снижение доли IT-доходов с 90% до 70%. При этом требование о необходимости получения аккредитации остается. Перечень IT‑доходов также изменился.
В частности, с принятием поправок для целей получения льгот будут подлежать учету доходы от:
- Реализации Организацией ПО и БД, разработанных не только самой Организацией (как было ранее), но и другой компанией группы (далее – «собственное ПО»).В группу для целей получения льготы входят материнская, дочерняя, сестринские компании с долей прямого участия не менее 50%. Таким образом, учесть доходы в качестве льготных смогут компании, которые в соответствии с внутригрупповым «разделением труда» занимаются реализацией ПО.
- Разработки, адаптации, модификации, сопровождения программно-аппаратных комплексов, включенных в Реестр ПО, а также их реализации (отсутствует указание на лицо, для которого оказываются данные услуги – программно-аппаратный комплекс может быть как собственным, так и заказным).
- Оказания услуг с использованием собственного ПО, включенного в Реестр ПО, в следующих сферах:
- Распространение рекламы в Интернете или предоставление доступа к ней.
- Предоставление доступа к фонограммам и связанным объектам интеллектуальной собственности.
- Предоставление доступа к фильмам, телепередачам и иным аудиовизуальным произведениям на сервисе, включенном в Реестр аудиовизуальных сервисов. Реестр существует с конца 2020 года, однако в нем всего 26 наименований от крупных телеканалов до всем известных сервисов просмотра кино.
- Предоставление доступа к образовательным и просветительским сервисам, реализуемое лицензированной образовательной Организацией.
- Предоставления прав на собственные ПО и БД (в т.ч. путем удаленного доступа) за рядом исключений. В частности, не будут учитываться доходы от предоставления прав использования ПО в сферах маркетплейсов, онлайн-банкинга, услуг на рынке ценных бумаг, агрегации транспортных услуг, заказа товаров в заведениях общественного питания.
- Установки, тестирования и сопровождения как собственного ПО, так и сделанного на заказ.
Как и ранее, будут учитываться доходы от адаптации и модификации ПО (прямо предусмотрено в отношении собственных и заказных программ). При этом понятия «модификация» и «адаптация» по-прежнему не разъясняются в Налоговом Кодексе, и их понимание на данный момент содержится лишь в письмах Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (наш анализ можно найти здесь).
Также были введены некоторые ограничения – льготные ставки не смогут применять:
- IT-компании, созданные в результате реорганизации или реорганизованные в формате присоединения либо выделения после 01.07.2022;
- организации, в которых доля прямого или косвенного участия РФ составляет не менее 50% (при этом такие организации могут применять ставку 0% по налогу на прибыль до 2024 года, если они были аккредитованы до 01.07.2022 и уже применяли льготную ставку п.1.15 ст.284 НК РФ).
При этом, как указывается в СМИ, ФНС заявила, что преференции, предусмотренные для IT-отрасли, будут распространяться на перепрофилированные и вновь созданные юридические лица. Льготы для сотрудников, переведенных в такие организации, не будут считаться злоупотреблениями.
Однако отношение налоговой к выделению IT-отдела в отдельную компанию по-прежнему остается неоднозначным: в 2021 году налоговая служба придерживалась позиции, что создание IT‑компании в результате реорганизации должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса».
В марте 2022 года в письме №СД-4-2/3289@ ФНС указала, что сама по себе реорганизация, по итогам которой создается IT-компания, не может рассматриваться как дробление бизнеса и получение необоснованной налоговой выгоды. Несмотря на то, что в силу прямого указания закона выделенный и созданные после 01.07.2022 не могут применять льготы, позиция налоговой службы по данному вопросу имеет значение для оценки перспектив и рисков тех компаний, в которых была произведена реструктуризация до этой даты.
С учетом всех изменений статус аккредитованной IT-компании, как и ранее, открывает большие возможности, позволяет снизить налоговую нагрузку организации. Также отметим, что в соответствии с указом Президента РФ №83 от 02.03.2022 аккредитованные компании также могут получать государственные гранты, льготные кредиты. Для работников аккредитованных организаций предусмотрено право отсрочки от призыва на военную службу.
Данный обзор подготовили управляющий юрист налоговой практики Capital Legal Services Екатерина Смоловая, юрист Яна Черкалова и помощник юриста Анна Метляхина.