Обзоры законодательства
Восьмой пакет санкций ЕС: обзор и практические выводы
- Автор: Антон Наку
- Услуга: Корпоративное право / Слияния и поглощения
- Дата: 14.10.2022
Нормативная база
Как и предыдущие пакеты санкций ЕС, последние ограничительные меры реализованы в основном в виде дополнений к Регламенту Совета ЕС № 833/2014 от 31.07.2014. Есть и другие акты ЕС по ограничениям в отношении РФ (например, Регламенты № 269/2014 и № 2019/125 с последующими изменениями и дополнениями), но Регламент № 833/2014 рассматривается как lex specialis и имеет приоритет над другими актами в случае противоречий между ними. Последние изменения в Регламент № 833/2014 были внесены Регламентом Совета ЕС № 2022/1904 от 6.10.2022, который вступил в силу 7.10.2022. Регламент имеет силу на всей территории ЕС, обязателен для исполнения в полном объеме и применяется непосредственно в отношении как государств-членов ЕС, так и физических и юридических лиц.
На кого распространяются ограничения и запреты
Регламент № 833/2014 применяется: (а) на всей территории ЕС (при этом надо иметь в виду, что некоторые регионы государств-членов ЕС не входят в состав территории ЕС, например датские Фарерские о-ва и о. Гренландия); (b) на борту любого воздушного или морского судна, находящегося под юрисдикцией государства-члена ЕС; (с) в отношении любых граждан государств-членов, находящихся как на территории ЕС, так и вне ее; (d) в отношении юридических лиц и организаций, учрежденных по законодательству государств-членов ЕС, находящихся как на территории ЕС, так и вне ее); (е) в отношении любых юридических лиц и организаций, ведущих деятельность полностью или частично на территории ЕС.
Запреты на предоставление бизнес-услуг
Регламент № 833/2014 в новой редакции статьи 5n устанавливает запрет на предоставление, прямо или косвенно: (1) бухгалтерских, аудиторских услуг (в том числе по обязательному аудиту), услуг по бухгалтерскому и налоговому консультированию, бизнес-консультированию, консультированию в сфере управления и PR-услуг; (2) архитектурных услуг, услуг по проектированию (инжинирингу), юридических консультационных услуг (legal advisory services) и консультирования в сфере IT. Запреты относятся к услугам в пользу госорганов РФ, а также юридических лиц и организаций, зарегистрированных и ведущих основную деятельность в РФ. На физических лиц запрет не распространяется. Кроме того, в силу ст. 12 Регламента, запрещается участвовать в любой деятельности, которая заведомо направлена на обход установленных Регламентом запретов.
Общие исключения из запрета на предоставление юридических услуг
Допускается предоставление юридических и других услуг из п. 2 ст. 5n, если они (а) явно необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 7.10.2022, или связанных с ними соглашений в срок не позднее 8.01.2023; (b) явно необходимы для реализации права на защиту в судебном процессе или права на применение иных эффективных средств правовой защиты; (с) явно необходимы для обеспечения доступа к судебным, административным или арбитражным процедурам в государствах-членах ЕС, или для признания и исполнения судебных или арбитражных решений, вынесенных в государствах-членах (но не в третьих странах), при условии соответствия таких услуг целям Регламента (то есть, не способствуют нарушению территориальной целостности и дестабилизации Украины); (d) предназначены исключительно для российских юрлиц и организаций, которыми владеют или контролируют (в том числе путем совместного контроля) юрлица или организации, учрежденные по законодательству государств-членов ЕС, ЕЭП (Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Швейцарии, а также так наз. «стран-партнеров» - США, Японии, Великобритании или Ю. Кореи; (е) необходимы в случае чрезвычайных ситуаций или для принятия срочных мер по предотвращению или снижению серьезного ущерба жизни или здоровью граждан, окружающей среде, или мер по ликвидации природных катастроф; (f) направлены на апдейт программного обеспечения невоенного характера и для невоенных пользователей.
Дополнительные исключения
Компетентные органы государств-членов (ссылки на их веб-сайты приведены в приложении к Регламенту) по запросам заинтересованных лиц и на условиях, устанавливаемых по своему усмотрению, могут выдавать разрешения на предоставление услуг, которые будут признаны необходимыми: (а) в гуманитарных целях; (b) для поддержки гражданской активности по развитию демократии, прав человека и верховенства закона в РФ; (с) для функционирования дипломатических и консульских представительств ЕС, его государств-членов и стран-партнеров, а также международных организаций, пользующихся иммунитетом согласно международному праву; (d) для обеспечения критического энергоснабжения ЕС, импорта титана, алюминия, меди, никеля, палладия и железа; (е) для бесперебойной работы инфраструктуры, оборудования и программного обеспечения, имеющего критическое значения для жизни и здоровья граждан и окружающей среды; (f) для гражданских ядерных объектов, радиоизотопных медицинских препаратов и систем радиационного мониторинга окружающей среды; (g) для функционирования и безопасности (в т.ч. кибербезопасности) электронных телекоммуникационных систем в ЕС, РФ и Украине и коммуникации между ними. Компетентные органы государств-членов обязаны информировать Европейскую комиссию о выданных разрешениях в течение двух недель.
Ответственность
Меры ответственности, в том числе уголовной, за нарушение вышеуказанных и иных запретов, предусмотренных Регламентом, устанавливаются законодательством государств-членов ЕС и должны включать, среди прочего, конфискацию доходов, полученных в результате нарушения запретов. От ответственности освобождаются лица, которые не знали и не имели разумного основания предполагать, что их действия нарушают Регламент.
Швейцария
Швейцария в 2022 году вводит в действие и расширяет санкции в отношении России по образцу санкций ЕС, для чего был принят Ордонанс Федерального собрания от 4.03.2022 (дополнен 12.10.2022). В прессе анонсировалось введение Швейцарией таких же запретов на предоставление бизнес-услуг, как и в Регламенте ЕС, однако в опубликованной на данный момент редакции Ордонанса (https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2022/151/fr - на французском языке) запреты, аналогичные установленным в п. 2 ст. 5n Регламента № 833/2014, отсутствуют. Ст. 28е Ордонанса воспроизводит лишь запреты по п. 1 ст. 5n Регламента, которые были введены в рамках предыдущих пакетов санкций ЕС. Необходимо следить за развитием ситуации.
Что это означает на практике?
Европейские юристы (то есть, юридические фирмы или адвокатские образования, зарегистрированные в государствах-членах ЕС, включая их филиалы и представительства в третьих странах, юридические фирмы или адвокатские образования, зарегистрированные в третьих странах, но ведущие деятельность на территории ЕС, а также юристы или адвокаты, имеющие гражданство государств-членов ЕС, независимо от их места жительства или пребывания):
- по-прежнему могут оказывать услуги физическим лицам из России (кроме лиц, на которых распространяются персональные санкции ЕС);
- по-прежнему могут представлять юридических лиц из России (кроме подсанкционных) в судебных, арбитражных и административных процессах, а также в процедурах исполнения принятых в ЕС судебных и арбитражных решений;
- по-прежнему могут оказывать услуги российским организациям, подконтрольным компаниям или организациям из государств-членов ЕС и некоторых других стран (Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария, США, Япония, Великобритания, Ю. Корея);
- при оказании разрешенных услуг обязаны убедиться, что тем самым не осуществляют обход установленных правом ЕС запретов;
- если оказываемые ими по ранее заключенным клиентским контрактам услуги прямо не разрешены Регламентом ЕС или не авторизованы уполномоченным органом государства-члена ЕС, обязаны прекратить дальнейшее оказание услуг и принять меры по расторжению контракта с клиентом в срок до 8 января 2023 года.