Обзоры законодательства

  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • ENG
  • РУС
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Таможенное законодательство
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкции
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Партнерские сервисы
      • Профессиональный перевод текстов
    • Сопровождение проектов в Восточной Азии
      • Юридическое сопровождение бизнеса в Восточной Азии
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • МОСКВА: +7(495) 970-1090
  • С-ПЕТЕРБУРГ: +7(812) 346-7990
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Таможенное законодательство
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкции
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Партнерские сервисы
      • Профессиональный перевод текстов
    • Сопровождение проектов в Восточной Азии
      • Юридическое сопровождение бизнеса в Восточной Азии
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Обзоры законодательства
  • В Республике Беларусь принят закон об ограничении прав на объекты интеллектуальной собственности

Обзоры законодательства

Информация и связи

В Республике Беларусь принят закон об ограничении прав на объекты интеллектуальной собственности

  • Автор: Антонина Шишанова
  • Услуга: Интеллектуальная собственность
  • Дата: 17.01.2023

Вслед за ставшей нормой практикой отказа Государственного Таможенного Комитета Беларуси (далее – «ГТК») во включении в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности РБ (далее – «ТРОИС РБ») объектов интеллектуальной собственности (далее – «ОИС»), принадлежащих правообладателям из «недружественных» государств , а также летними нововведениями прошлого года о возможности представления во взаимоотношениях с ГТК Беларуси интересов иностранных правообладателей только белорусскими лицами, в Беларуси продолжается принятие новых мер, направленных на ограничение прав на объекты интеллектуальной собственности иностранных правообладателей.

Так, недавно в Беларуси был принят Закон от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» (далее – «Закон»), который вступает в силу с 17.01.2023, и будет действовать, как минимум, до 31.12.2024.

Мы изучили данный Закон и хотим поделиться с Вами основными моментами, которые могут быть важны для правообладателей объектов интеллектуальной собственности, которые используются в Беларуси.

Ниже мы предлагаем ознакомиться с таблицей, в которой кратко изложены основные положения нового Закона, а также подробным описанием нововведений.

 

1. Важно! Перечень «недружественных стран» установлен от аналогичного перечня в России – в него входят Австралия, государства – члены ЕС, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Новая Зеландия, Албания, Исландия, Северная Македония, Великобритания и Северная Ирландия, США, Черногория, Швейцария. Более подробно см. Постановление Совмина РБ от 06.04.2022 № 209.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Первая часть Закона посвящена компьютерным программам, аудиовизуальным и музыкальным произведениям, а также передачам организации вещания.

Согласно нововведениям, указанные ОИС могут использоваться без разрешения правообладателей или организаций по коллективному управлению правами в том случае, если они зарегистрированы или каким-либо образом связаны (например, получают большую часть прибыли) с государствами, совершающими недружественные действия в отношении Беларуси, а также отказываются в предоставлении разрешений на использование их ОИС.

Для того, чтобы использовать ОИС без согласия правообладателей, необходимо, чтобы такие объекты были включены в перечни, которые будут вести государственные органы, уполномоченные на это Советом Министров РБ.

Необходимо отметить, что Закон не упоминает процесс заключения лицензионных соглашений об использовании ОИС, а лишь указывает, что правообладатели не смогут использовать для своей защиты способы, предусмотренные законодательством Беларуси.

Тем не менее, в том случае, если безвозмездное использование ОИС не допускается законодательством Беларуси, Закон предусматривает процедуру выплаты вознаграждения за использование ОИС без согласия правообладателей. Для этого Совет Министров РБ будет должен подготовить акт, устанавливающий порядок расчета и выплаты вознаграждения.

Из текста Закона также следует, что вознаграждение должно выплачиваться на банковский счет патентного органа Беларуси, при этом у правообладателя будет три года, чтобы получить такое вознаграждение. Оно будет выплачиваться с учетом отчислений патентному органу за учет такого вознаграждения. Размер отчислений не должен превышать 20% от суммы вознаграждения.

Таким образом, сейчас Закон устанавливает лишь возможность ограничения прав на объекты авторских прав и смежных прав, однако детальное регулирование такого ограничения будет разработано на уровне актов Совета Министров РБ и иных государственных органов Беларуси.

РАЗРЕШЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА ТОВАРОВ

Вторая значимая часть Закона разрешает параллельный импорт товаров в Белоруссию, то есть импорт товаров с использованием ОИС без согласия их правообладателей. При этом устанавливается, что даже после истечения срока действия Закона использование и продажа внутри Беларуси товаров, импортированных в соответствии с Законом, не будут являться нарушением исключительных прав правообладателей.

Важно, что разрешение параллельного импорта будет распространяться на товары любых иностранных правообладателей, даже не связанных с «недружественными» по отношению к Беларуси государствами – ключевым критерием здесь является недостаточное количество товаров определенных групп на внутреннем рынке Беларуси.

Стоит отметить, что, как и в России, параллельный импорт будет разрешен в отношении только определенных групп товаров, перечень которых должны будут подготовить государственные органы, назначенные Советом Министров РБ. На данный момент непонятно, как будут формироваться перечни: например, в перечнях могут содержаться указания на конкретные бренды товаров, или, например, указания на определенные коды ТН ВЭД ЕАЭС, без привязки к какому-то конкретному бренду.

При этом для товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС РБ, Закон предусматривает необычную меру – временное исключение таких ОИС из реестра. В качестве основания для обратного внесения ОИС в ТРОИС РБ Закон устанавливает получение таможенным органом уведомления об исключении определенной категории товаров из перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Беларуси. При этом не устанавливается, будет ли продлено действие ОИС в ТРОИС РБ на тот срок, в течение которого они были временно исключены из ТРОИС РБ.

Также важным является то, что параллельный импорт не должен распространяться на те группы товаров, в отношении которых осуществляется торговое сотрудничество правообладателей с белорусскими компаниями и физическими лицами, которое не приводит к критическому недостатку таких групп товаров на внутреннем рынке Белоруссии.

Таким образом, на данный момент Закон также устанавливает лишь возможность параллельного импорта товаров, однако детальное регулирование этого механизма будет разработано на уровне актов Совета Министров РБ и иных государственных органов Беларуси.

Мы надеемся, что данный материал был полезен для Вас. Мы будем отслеживать дальнейшую практику применения Закона, и, в случае существенных обновлений, отдельно сообщим о них.

 

Данный обзор подготовили старший юрист практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Антонина Шишанова и юрист Виктор Калужский.

 


  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • Главная
  • Услуги
  • Проекты
  • Команда
  • Карта сайта
© 2023 Capital Legal Services LLC. Все права защищены
Правовая информация