Обзоры законодательства

  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • ENG
  • РУС
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • ВЭД / Таможенное право
      • Валютное регулирование
      • Банковское и финансовое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкционный комплаенс
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Практика сопровождения международных проектов
      • Международное бизнес-структурирование и планирование
      • Международное налоговое и финансовое структурирование
      • Учреждение компаний в других юрисдикциях
      • Комплексное сопровождение операционной деятельности компании
      • Правовая поддержка по вопросам соблюдения санкций
      • Правовая поддержка по вопросам интеллектуальной собственности
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Команда
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • МОСКВА: +7(495) 970-1090
  • С-ПЕТЕРБУРГ: +7(812) 346-7990
  • Услуги
    • Области права
      • Проектное финансирование/ Государственно-частное партнерство
      • Корпоративное право / Слияния и поглощения
      • Недвижимость и строительство
      • Арбитраж и внесудебное разрешение споров
      • Банкротство
      • Договорное право
      • Налоговое право
      • ВЭД / Таможенное право
      • Валютное регулирование
      • Банковское и финансовое право
      • Интеллектуальная собственность
      • Антимонопольное законодательство
      • Управление активами
      • Трудовое право
      • Антикоррупционное законодательство / Compliance
      • Санкционный комплаенс
      • Защита данных
      • Уголовное право
    • Практика сопровождения международных проектов
      • Международное бизнес-структурирование и планирование
      • Международное налоговое и финансовое структурирование
      • Учреждение компаний в других юрисдикциях
      • Комплексное сопровождение операционной деятельности компании
      • Правовая поддержка по вопросам соблюдения санкций
      • Правовая поддержка по вопросам интеллектуальной собственности
    • Отрасли
      • Защита информации и коммерческой тайны
      • Здравоохранение и фармацевтика
      • Коммерческая недвижимость
      • Пищевая промышленность
      • Природные ресурсы / Энергетика
      • Реклама / Маркетинг / Спонсорство
      • Строительство
      • Информационные технологии
    • Дополнительные услуги
      • Бухгалтерские услуги
      • Профессиональный перевод текстов
    • Инвестиционные возможности
      • Развитие вашего бизнеса
      • Активные сделки
    • Рекомендуем специалистов
      • Рекомендуем специалистов
  • Проекты
    • Проекты по областям права
  • Команда
  • Главная
  • Пресс-центр
  • Обзоры законодательства
  • Налогу на сверхприбыль быть?

Обзоры законодательства

Информация и связи

Налогу на сверхприбыль быть?

  • Автор: Екатерина Смоловая
  • Услуга: Налоговое право
  • Дата: 20.06.2023

Разговоры о налоге на внезапную сверхприбыль (windfall tax) по ставке 10% шли на протяжении долгих месяцев. Наконец, 13.06.2023 законопроекты о налоге на сверхприбыль и о соответствующих изменениях в НК РФ были внесены в Государственную думу, в связи с чем  рассмотрим некоторые аспекты нового налога.

1.     Налог «разового характера»

Помимо закрепления налога на сверхприбыль в НК РФ, законопроекты предполагают внесение в НК РФ возможности установления налогов разового характера федеральными законами. При этом отсутствует регулирование целей и случаев введения подобных налогов.

Вместе с тем, не исключено, что закрепление категории «налогов разового характера» в текущих условиях поиска новых источников дохода бюджета может стать основанием для введения новых обязательных платежей.

2.     Базовые параметры налога на сверхприбыль

2.1.   Налогоплательщики

Перечень налогоплательщиков в законопроекте изменился незначительно по сравнению с тем списком, что обсуждался ранее в публичных источниках.

В частности, налогоплательщиками не являются организации (представительства иностранных компаний), созданные после 01.01.2021, и субъекты МСП на 31.12.2022. В перечень исключений были добавлены организации, применяющие ЕСХН.

2.2.   Объект налогообложения и налоговая база

Расчет налоговой базы также не претерпел значительных изменений: сверхприбыль будет рассчитываться как сумма превышения средней арифметической величины прибыли организации за 2021-2022 годы над аналогичным показателем за 2018-2019 годы.

Прибыль определяется по данным налогового учета организации за соответствующий год, при этом доходы в виде прибыли КИК и дивидендов не учитываются для целей расчета налога.

Налоговая база признается равной нулю, и обязанность декларировать сверхприбыль и уплачивать налог не возникает, если:

·         среднее арифметическое сумм прибыли за 2021-2022 годы не превышает аналогичный показатель за 2018-2019 годы;

·         среднее арифметическое сумм прибыли за 2021-2022 годы не превышает 1 млрд. руб.

При этом законопроект не предусматривает, что данная сумма является необлагаемым лимитом, в связи с чем даже в случае незначительного превышения указанного показателя в 1 млрд. руб., налогом будет облагаться вся сумма сверхприбыли, а не разница.

Законопроект по-прежнему не регулирует влияние уточнения обязательств по налогу на прибыль за 2018-2022 годы на сумму налога на сверхприбыль, а также не предусматривает учет показателей инфляции или сумм прибыли, инвестированных в развитие бизнеса, несмотря на то что для многих компаний рост прибыли стал результатом производственного цикла вследствие долгой инвестиционной стадии. По ожиданиям бизнеса и налоговых специалистов данные факторы могут стать очередным камнем преткновения при расчете суммы налога и последующем проведении налоговыми органами контрольных мероприятий.

2.3.   Порядок исчисления и уплаты налога

Ставка налога устанавливается в размере 10%, срок уплаты – до 28.01.2024 года.

Задекларировать сверхприбыль необходимо до 25.01.2024 года.

Наибольшее внимание потенциальных налогоплательщиков привлекают положения о налоговом вычете:

·         В текущей редакции законопроекта налоговый вычет, по сути, представляет собой лишь рассрочку уплаты налога.

В частности, законопроект предусматривает, что в случае уплаты (вероятно, добровольной) в октябре-ноябре 2023 года обеспечительного платежа, такой платеж будет подлежать зачету в счет суммы налога. Вместе с тем размер такого вычета не может превышать 50% суммы налога.

·         Таким образом, ранее озвученные заявления о возможности снижения ставки налога до 5% в случае внесения добровольной уплаты налога уже в 2023 году, как и текст пояснительной записки к законопроекту, который предусматривает такую возможность, расходятся с текстом самого законопроекта. Вопреки ожиданиям, законопроект в текущей его версии предполагает, что даже при внесении 5% обеспечительного платежа в 2023 году, налогоплательщик должен будет внести еще 5% до 28.01.2024 года.

РСПП и Минюст неоднократно обращали внимание на отсутствие гарантии зачета «обеспечительного платежа» и риск уплаты налога по ставке 10%, в связи с чем следует отметить, что данные опасения не были беспочвенны.

В то же время с учетом того, что такая возможность тем не менее прописана в пояснительной записке и призвана стимулировать налогоплательщиков к более раннему исполнению обязанности по уплате налога исходя из сниженной ставки, и как следствие, скорейшему пополнению бюджета, полагаем, что данный недостаток законопроекта будет скорректирован в рамках обсуждения законопроекта в Госдуме.

Несмотря на то, что текущая версия законопроекта по-прежнему не дает ответов на ряд вопросов, интересующих бизнес, тем не менее, не остается сомнений, что принятие законопроекта – дело времени, причем ближайшего. С учетом этого мы рекомендуем уже сейчас оценить, распространяется ли данная обязанность на ваш бизнес, чтобы заранее проанализировать последствия и перспективы использования льготы, если она будет имплементирована в итоговую версию закона. Будем следить за развитием ситуации и держать вас в курсе.

 

 

Данный обзор подготовили управляющий юрист налоговой практики Capital Legal Services Екатерина Смоловая и помощник юриста Анна Метляхина.


  • Новости
  • Обзоры законодательства
  • Публикации
  • Подписаться
Пресс-центр
Связаться
  • Главная
  • Услуги
  • Проекты
  • Команда
  • Карта сайта
© 2025 ООО "КЛС". Все права защищены
Правовая информация