Обзоры законодательства
Как одиннадцатый пакет санкций ЕС усложнил производство товаров в России?
- Автор: Антонина Шишанова
- Услуга: Интеллектуальная собственность
- Дата: 20.07.2023
Как одиннадцатый пакет санкций ЕС усложнил производство товаров в России?
26 июня 2023 года Совет Европейского союза принял одиннадцатый пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер, направленных на усиление существующих санкций ЕС и пресечение их обхода.
Если ранее ограничительные меры распространялись на объекты интеллектуальной собственности (далее – «ОИС») определенных лиц и организаций (см. наш прошлогодний обзор на эту тему), то теперь эти меры прямо действуют на ОИС, связанные с определенными товарами и технологиями, вне зависимости от того, кто является их правообладателем и на территории какого государства осуществляется распоряжение правами на ОИС.
Мы предлагаем ознакомиться с основными изменениями в сфере регулирования интеллектуальной собственности, внесенными одиннадцатым пакетом санкций ЕС, а также нашим анализом разъяснений Европейской комиссии по вопросам интеллектуальной собственности, которые могут быть полезны в связи с данными изменениями.
1. Основные изменения санкционного регулирования
Одиннадцатый пакет санкций внес изменения в Постановление Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года (далее – «Постановление»), которым ранее были установлены ограничительные меры, связанные с различными секторами экономики.
В частности, новый пакет санкций прямо устанавливает запрет на передачу (любым способом) любым российским лицам и компаниям любых прав на ОИС или ноу-хау, которые относятся к товарам и технологиям, ограниченным для импорта в Россию. Запрет также распространяется на передачу прав даже тем компаниям и лицам, которые прямо не связанны с Россией, но производят товары для целей использования в России.
Указанные ограничительные меры распространяются на ОИС и ноу-хау, связанные с товарами и технологиями[1]:
- двойного назначения;
- способствующими развитию сектора обороны и безопасности России;
- связанными с предметами роскоши;
- связанными с огнестрельным оружием, его частями и существенными компонентами и амуницией;
- предназначенными для добычи нефти и газа;
- подходящими для использования в нефтепереработке и сжижении природного газа;
- подходящими для использования в авиационной или космической промышленности, а также авиационным топливом и топливными присадками;
- связанными с морским судоходством;
- способными к использованию для укрепления российского промышленного потенциала.
Одиннадцатый пакет санкций вносит существенные изменения в ограничительные меры, связанные с предметами роскоши: если ранее прямо запрещался только импорт в Россию некоторых люксовых товаров, то теперь также запрещается оказание какого-либо содействия в производстве таких товаров (в том числе, предоставление права использования ОИС и ноу-хау).
Учитывая, что Постановление содержит большой перечень товаров, которые, по мнению представителей ЕС, являются предметами роскоши (например, холодильники или принтеры стоимостью более 750 евро, предметы одежды дороже 300 евро или автомобили дороже 50 000 евро), то получается, что, например, предоставление европейской компанией права использования ее товарного знака для импорта на территории России предметов роскоши с большой долей вероятности будет расцениваться как нарушение требований Постановления.
Таким образом, полагаем, что введение одиннадцатого пакета санкций ЕС еще сильнее усложнило возможности для кооперации с европейскими компаниями, а также в принципе осуществление какой-либо деятельности европейского бизнеса в России.
2. Разъяснения европейской комиссии
За исключением нового регулирования в части предметов роскоши, нововведения одиннадцатого пакета санкций ЕС лишь уточнили уже действующие ограничения и установили препятствия для их обхода.
В частности, об этом свидетельствуют ответы на часто задаваемые вопросы по интеллектуальной собственности, размещенные на сайте Европейской комиссии ранее принятия одиннадцатого пакета санкций ЕС, основное содержание которых сводится к следующему:
- Действующие ограничения запрещают какие-либо операции, связанные с ОИС (например, оплата роялти, заключение лицензионных договоров, регистрация товарных знаков и т.п.) для лиц и компаний (вне зависимости от места их регистрации), если они контролируются более чем на 50% ЦБ РФ, Российской Федерацией или государственными органами, или прямо указаны в Постановлении.
- Ограничения должны распространяться на все ОИС, даже если они не зарегистрированы в ЕС: запрещено именно лицензирование как таковое.
- Ответственность за нарушение ограничительных мер несет правообладатель ОИС: он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что не знал и не имел разумных оснований подозревать, что его действия нарушат ограничительные меры.
- Правообладатели должны обеспечивать соблюдение ограничительных мер пользователями их ОИС: устанавливать в договоре специальные гарантии или проводить усиленные проверки контрагента, а также проверять, каким именно способом используются их ОИС.
С учетом этого, на наш взгляд, европейским компаниям, все еще продолжающим свою деятельность в России, следует пересмотреть уже действующие лицензионные договоры, а также более тщательно подходить к вопросам, связанным с предоставлением права использования своих ОИС по новым договорам.
Данный обзор подготовил юрист практики Интеллектуальной собственности Capital Legal Services Виктор Калужский.